В нашем новом обзоре блогов – дискуссия о проекте театра Аллы Пугачевой и реконструкции Никольского рынка в Санкт-Петербурге, столкновения градозащитников и провокаторов в Большом Козихинском переулке в Москве и современная архитектура Голландии глазами народа.
Проект театра песни Аллы Пугачевой. Изображение: http://abstract2001.livejournal.com/
У активистов питерского градозащитного движения не иссякают поводы для беспокойства. После того, как в начале августа Комитет по градостроительству и архитектуре все-таки одобрил полукилометровую лахтинскую высотку, открыв тем самым очередной раунд бесконечных судебных тяжб, был презентован новый масштабный проект – над устьем реки Смоленки предполагается построить театр песни Аллы Пугачевой. Комплекс предполагается выполнить в виде гигантской буквы «П», что уже дало критикам повод назвать этот объект аналогом знаменитой арки парижского Дефанса. Негодующие блогеры, впрочем, именуют проект не иначе как «прощальным приветом Валентины Матвиенко на посту губернатора». Самая оживленная дискуссия развернулась в блоге Марины Литвинович. Одни сетевые авторы очень активно критикуют проект, другие справедливо замечают, что это лишь предварительные эскизы, из которых совсем не следует, что на выделенном певице участке действительно вырастет 100-метровая буква «П». Что пока действительно известно о будущем комплексе, так это что он включит в себя концертный зал, студию звукозаписи, школу продюсеров, отель и бизнес-центр.
«Какой уродливый старомодный проект! Брутализм, прости господи. Так строили в 70-е годы, с тех пор уже прошло 40 лет», – возмущается stilo. «Выделить землю – это пока ничто, – ободряет drugoi. – Пугачевой отдали кинотеатр «Форум» на Садовом лет пятнадцать назад. Воз и ныне там. Не будет никакого театра на букву П». Однако у гигантской «П» нашлось и немало сторонников, например nolison считает, что «П» – «нормальное современное здание...». Поклонник Дефанса schlaflosig замечает: «Скажу, что парижане, очевидно, менее повернуты на запрете нового строительства, и поэтому у Парижа есть будущее и потенциал для развития, вместо унылой перспективы остаться городом-музеем». Его поддерживает и evgeny_twit, парирующий защитникам исторического Питера: «Вы знаете, где устье Смоленки? 100-метровое здание из центра не будет видно… Это ж клоака Васьки (Васильевского острова – Н.К.) Там же только новостройки, с архитектурной точки зрения разве что гостиница Прибалтийская выделяется. А так район развиваться будет…».
В последнее время у питерцев появилась и еще одна «горячая точка» – стали известны подробности нового варианта проекта «реставрации» Никольского рынка, разрушения которого по причине ветхости больше игнорировать невозможно. Проект мастерской Евгения Герасимова предусматривает размещение на территории рынка делового и конференц-центра с отелем на 350 номеров, – и, изучив его, градозащитники усомнились, что в столь грандиозные коммерческие планы сможет вписаться реставрация самого рынка. Единственной уступкой по отношению к историческому зданию можно считать понижение с 24 до 18 метров высоты стеклянного колпака, которым собираются накрыть памятник. Автор поста в блоге «Живого города» alert_dog недоумевает: «В каких головах рождаются эти странные проекты – отель на рынке, уютный коттеджик на кладбище или ресторан в туалете? Кстати, ни один петербуржец не пойдёт в такой ресторан…. Ходят туда те, кто не знает, и здесь, в Никольском, туристы вряд ли будут знать, что спят прямо в Обжорном ряду». Почему б не оставить здесь рынок, вопрошает kosh_ko: «Вот в Москве в центре уничтожили все рынки – теперь на улицах торгуют!» Можно сделать книжный рынок, как в ДК Крупской, подхватывает alert_dog. «Только не ОФИСЫ, – замечает kleomen, – иначе рынок придется фактически снести и построить заново. Уж лучше тогда сразу накрыть колпаком и перестроить, чем терпеть имитацию старинного здания, от которого по сути ничего не останется». А можно «отреставрировать и раздавать помещения этих мелких лавочек по грантовой системе под офисы общественных организаций, благотворительные магазины, репетиционные точки, может быть…. Именно под мелочевку разную. И внутренний двор разгрести и сделать там что-то вроде зоны отдыха с кафешками, – предлагает tankredy. Идея живогородцев сохранить за зданием историческую функцию, конечно, хороша, но вот обсуждать тут что-либо уже поздно – как сообщает Карповка.нет, проект прошел все согласования в Росохранкультуре и комитете по охране памятников Смольного, работы начнутся уже нынешней осенью.
Московские коллеги «Живого города», тем временем, оказались вовлечены в затянувшийся скандал вокруг сноса дома в Большом Козихинском переулке, который в блогах чаще всего называют провокацией. Выглядит эта история и вправду двусмысленно: в Москве десятки нуждающихся в опеке памятников, но группа активистов рискует здоровьем и жизнью в схватках с местным ЧОПом именно за этот дом, к слову, весьма непримечательный. Блогеры разделились на две непримиримые половины: одни уличают псевдоградозащитников в попытке заработать на скандале, другие останавливают экскаваторы ради истории. Не присоединяясь ни к тем, ни к другим, архитектурный критик Григорий Ревзин делает для себя вывод: эта история развенчивает миф о собянинской Москве – инвесторы продолжают работать «лужковскими» методами. В комментариях к его статье tetya_motte пишет: «Да, дом не был каким-то офигительно ценным, но в центре Москвы и так уже все сломали... И, кстати, этот дом был даже не аварийный. Его можно было снова заселить или сделать там что-нибудь – офис, кафе...». «Пока дом рядовой и неценный, можно и жителей рядово так отлупить. Бандитизм, который покрывается повсеместно», – замечает активист brel_brel. А troubetzky предлагает не ломать копья против нового строительства, но попытаться добиться соблюдения прежних габаритов.
А в блоге guglia спор разгорелся вокруг т.н. псевдоградозащитников, которые раздувают скандалы лишь затем, чтобы шантажировать застройщика. В одном из таких активистов, по крайней мере, уже признали уличного актера, специализирующегося на подобных акциях. Пишет esenina_o: «Это провокация со стороны людей, которые занимаются этим делом…. Находят старый, предназначенный под снос дом, «крутят» его в интернете на предмет ценности, потом ждут строителей, которые приезжают сносить дом. Начинают провоцировать на драки…» С этим согласен автор материала в блоге ru-compromat. «Лучше бы пеклись о настоящих памятниках, а то стоят годами без реставрации осыпаются, вот куда надо тратить силы, а не на проплаченные протесты!» – уверен ivan_korneevs. Как бы то ни было, вся эта история уже сильно ударила по репутации активистов – может, это и было чей-то целью?
В заключение нашего обзора упомянем пост популярного фотографа и блогера Ильи Варламова, посвященный современной архитектуре Амстердама. Заметка называется «Дом-ботинок» – блогеры обсуждают штаб-квартиру банка ING, построенную в 2001 году по проекту студии Meyer en Van Schooten. «Критики сравнивают его с гигантским замком из песка, а поклонники соотносят архитектурой древних инков» – замечает автор поста, но, как выяснилось, не все способны оценить передовую голландскую школу. Аудитории Варламова понравились разве что «ножки», на которые приподнято здание, видимо, потому что напомнили родное московское, например, дом А. Меерсона на Беговой.