Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.03.2007

Гуманизм и транспортный узел

Юлия Тарабарина
Объект:
Торгово-офисный центр с гостиницей и культурно-развлекательными функциями «Подсолнухи»
Адрес:
Россия, Москва. Открытое шоссе, вл.9
Мастерская:
Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)
Авторский коллектив:
Лызлов Н.В., Крохин А.Ю.

Многофункциональный комплекс, часть транспортного узла рядом с конечной станцией метро «красной ветки», сочетает лаконичную архитектуру, сложную систему организации пешеходных и автомобильных потоков, и внимательное отношение к людям, которые будут этим «узлом» пользоваться

Место рядом со станцией метро  «Улица Подбельского», для которого предназначен проект, по плану развития города должно стать транспортным узлом, соединяющим Москву и Подмосковье. Приезжая в город, люди смогут оставлять машины здесь на «перехватывающей» стоянке, и ехать дальше на метро, чтобы избежать пробок. Кроме конечной станции метро рядом проходит окружная железная дорога, которую планируют сделать внутригородским транспортом – тогда здесь возникнет новая платформа. Параллельно железной дороге, по линии 6 проезда Подбельского, построят 4 транспортное кольцо – на перекрестке будет многоуровневая развязка.

Комплекс займет просторный участок между выходом из метро и железной дорогой и шоссе. Со стороны будущего 4 кольца, чтобы было удобно подъезжать, строятся офисы и гостиница при них, «высотная» часть проекта. 40-этажная башня, уместная в масштабах современной автомобильной трассы, «фиксирует» угол перекрестка, претендуя на роль новой доминанты района. Пластина гостиницы отгораживает остальной комплекс трассы кольца, может быть, немного  защищая от шума. Вторая часть комплекса, в противоположность небоскребу распластана по большей части территории, вытягиваясь в сторону метро, как если бы «башня» и «пластина» отбросили вечером длинные тени, материализовавшиеся в виде 2-3 этажей. Или в виде «горизонтального небоскреба» - его очень напоминает вытянутый левый корпус.

Архитектура подчеркнуто лаконична: это правильные призмы разных пропорций и размеров. Никаких скосов, изгибов, поворотов или наклонов. Фасады целиком остеклены, для «каменной» поверхности оставлены плоскости кровель, как будто бы с целью выявить принципиально разную природу блестящей холодноватой «вертикали» и плотной надежной «горизонтали». Окна исчезают как понятие, стена тоже, собственно, нет и крыши в привычном обывательском смысле, а есть отвлеченные элементы или понятия. Такая последовательность добавляет к прагматической части проекта некоторую отвлеченность и идеализм, «дыхание абсолюта», а все вместе со стороны кажется результатом каких-то геологических экспериментов.

Комплекс решительно многофункционален – помимо офисов и гостиницы «высокой» части, «широкая» вмещает магазины, кинозалы мультиплекс, фитнес, рестораны двух категорий (фастфуд и подороже), и даже сельскохозяйственный рынок в еще одном протяженном корпусе. Под всей территорией – закрытые полностью или частично парковки, предназначенные как для посетителей магазинов, жильцов гостиницы и работников офисов, так и для ежедневного «перехватывания» машин, едущих из Подмосковья. Для того, чтобы развести по разным уровням потоки пешеходов и машин, архитекторы, также как и в другом проекте мастерской Лызлова, ТК «Перовском», использовали перепад рельефа и закрыли весь участок цокольным этажом, приподняв сквер над улицей. Машины заезжают по пандусу под небоскребом в нижние ярусы, люди входят в верхние, по большей части со стороны метро; все ярусы связаны лифтами, а чтобы быстрее передвигаться внутри задуманы движущиеся дорожки-траваллаторы.

У проекта есть еще один примечательный момент – многофукциональный «гигант» включает в себя пешеходную дорогу, по которой люди ходят от метро к переходу через железную дорогу, т.е. к тому месту, где запланирована новая платформа. Сейчас эта «народная тропа» пересекает по диагонали весь участок, занятый отчасти промзоной, отчасти торговлей. Архитекторы сохраняют эту «народную тропу», привязывая к ней новый комплекс, точнее, обвязывая его объемы вокруг. Такой прием: сначала посмотреть где ходят люди, а потом проложить там дорожки (или обстроить «муравьиные тропы» многофункциональным комплексом) – неплохо известен в архитектуре XX века, однако в нашей архитектуре, увы, он пока не очень популярен. Можно даже сказать, что существует да вида градотсроительства – одно навязывает математически просчитанные принципы людям, а люди тем временем сопротивляются или терпят, а другое изучает, что людям нужно, и создает для них комфортную атмосферу. Нетрудно заметить, что второе и правильнее и выгоднее, и кажется, что в данном случае мы имеем дело именно с таким, человечным, вариантом градостроительного решения.

Генплан
Генплан