Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.05.2011

Арх Москва: картинки с выставки

Юлия Тарабарина

Открылась Арх Москва. Небольшой фоторепортаж и короткие записки с первого дня работы большой архитектурной выставки.

От входа в ЦДХ начинается широкий и лаконичный «проспект», посвященный проектированию Сколково. Справа – генпланы западных архитекторов (выигравший AREP в самом конце пробега), слева – гигантский плакат Бориса Бернаскони с призывом к русским архитекторам участвовать в конкурсе на проектирование отдельных объектов внутри сколковского генплана. Решение о том, что такой конкурс необходимо провести, было принято недавно.
Этому будет посвящена лекция Григория Ревзина в субботу в 16:00.


Правее выставка проектов клаузур премии «Авангард» 2011 года: избы-читальни. Они двояко развивают тему образования: во-первых, потому что их делали студенты, а во-вторых, потому что читальня.


На полэтажа выше (по лестнице направо) выставка учебных проектов «Летней школы» студентов Александра Еромолаева. Все как полагается: протообъекты, фотографии старых изб и макеты новых. Центральный сруб прорезанный множеством щелевидных волоковых окон очень обаятелен и хорошо попадает в образ большой (какой-нибудь старообрядческой) избы.


На втором этаже нас встречает выставка архитектора года Владимира Плоткина, это одно из самых ярких и свежих впечатлений Арх Москвы, о ней мы еще расскажем.


Справа, в отдельном зале – экспозиция звездного лектора от AD Бена ван Беркеля из UNstudio. Лекция состоится в субботу в 11:00.


Весь центр второго этажа теперь отдан коммерческим стендам, здесь царит гламур; при входе традиционный стенд Кориана от признанных героев Арх Москвы Влада Савинкина и Владимира Кузьмина.


Справа – несколько некоммерческих экспозиций: выставка премии Best building award (раньше она называлась Дом года). Теперь премия вручается зданиям, построенным по всей стране, у нее целых два жюри, кроме народного голосования, общественный совет и экспертный совет, а на днях был определен шорт-лист премии, по которому вскоре будет объявлено народное голосование. На Арх Москве вывешены: короткий и окончательный список на больших плакатах, и длинный список в подсвеченных изнутри лайт-боксах. И хотя объекты в списках по понятным причинам то и дело повторяются, все вместе составляет впечатляющий отчет о построенных в стране объектах за год.


Напротив ностальгическая выставка «Морфология советской квартиры», куратора Артема Дежурко. Интересно разглядывать на фотографиях хорошо сохранившиеся интерьеры сорокалетней давности, еще увлекательнее читать подписи. Из них следует, что квартиры эти были в свое время ох как непростыми – вероятно, потому и сохранились хорошо. В других, по большей части, обстановка была беднее и сохранять было почти что нечего.


Рядом, в угловом зале за Беном ван Беркелем – очаровательно пахнущие стога сена и пейзажная проекция знакомят зрителей с новой ипостасью фестиваля «Города»: помотавшись по стране вплоть до Алтая, «Города», кажется, наконец нашли свой угол где-то на юге Подмосковья. С начала текущего года там образуется «Архферма». На ней будут строить архитектурные объекты, маленькие, а потом, возможно, и большие. Там уже разместилась кубическая коробка зимнего «Архприюта». 


Архитектура теперь на третьем этаже, где раньше несколько лет подряд выставлялся «свет». Здесь все как раньше на втором, только стенды архитекторов как-то невелики.


Проект реновации города Плеса, показанный MeralStudio привлекает внимание в основном из-за сходства с Крапивной студентов Евгения Асса, которая стала героем Арх Москвы два года назад. Только: Крапивна была никому не известным городом, а Плес город художников, очень популярное место пленера.


Один из самых заметных архитекторских стендов сделан бюро TOTEMENT. Он представляет собой продолжение выставки, проходящей в галерее Флэт Экспо, и показывает в обрамлении красивых коряг макет Музея коньяка в Калининградской области.


Еще один заметный стенд – «Офис-паразит», подвешенный между двумя московскими домами, от бюро ZaBor. Совершенно утопический и столь обаятельный проект.


Великолепная выставка «Город под названием Испания» открылась раньше Арх Москвы (мы о ней уже писали) и органически влилась в нее. Город из стеклянных постаментов и макетов, между которым можно хаотически бродить, очень не по-здешнему приятен.


И наконец становятся традиционными выставки «на воле». Раньше их вытесняли наружу, потому что внутри не было места; теперь внутри места полно, но они снаружи не уходят, вероятно, им там лучше. Журнал «Татлин», очень активный на нынешней Арх Москве, вывесил во дворе футболки в надписями:


Издательство Татлин также презентовало вчера новую книгу Владимира Паперного "Fuck context". Многие собравшиеся, вероятно, были заинтригованы, что же у нас теперь с контекстом; но автор интеллигентно рассказал о происхождении этого грубого, но популярного выражения (таким образом Рэм Колхас в свое время охарактеризовал, и осудил отношение небоскреба в архитектурному окружению). После чего признался в любви к контексту и процитировал Александра Скокана, одного из самых влиятельных российских теоретиков и практиков контекстуальной модернистской архитектуры: когда человек входит в комнату, где идет беседа, надо тихо сесть в углу и аккуратно вступить в беседу, не перебивать и не кричать. Мнения других архитекторов (книга состоит из интервью, которые Паперный взял у многих архитекторов на тему контекста) разделились: противоположная партия считает, что если бесела в комнате скучна и неинтересна, ее надо прервать и предложить другую тему. В том же полуподпольном зале ДНК (слева от входа), где проходила презентация книги, расположилась выставка Школа Малевича Марины Хрусталевой и Владимира Паперного: авторы находят в архитектуре современных звезд авангардные источники (где-то уши, где-то корни). Это классическое искусствоведческое исследование показано в виде роликов на стенах и мониторах:


Главные герои улицы, а точнее колоннады ЦДХ: это выставка премии за деревянную архитектуру АрхиWOOD (сегодня вечером объявят лауреатов премии), прижившийся с прошлого года в левой части колоннады,


… новый конкурс «Сарай №11». Проекты сараев расположились на травке справа.