Девелопер реконструкции стадиона «Динамо» компания «ВТБ арена» объявила на MIPIMe о том, что победивший в конкурсе проект Эрика ван Эгераата будет дорабатывать американский архитектор из Канзаса Дэвид Маника.
Стадион Лусайл в Катаре, изображение с сайта Manica architects.
Казалось бы, еще недавно Эрик ван Эгераат торжественно демонстрировал журналистам свою концепцию реконструкции стадиона московского стадиона «Динамо», сделанную совместно с Моспроектом-2, Михаилом Посохиным и Александром Асадовым. А защитники наследия критиковали проект за то, что от стадиона 1930-х годов в нем планируется оставить только стены, окружив их внушительным стеклянным пузырем. Затем «звездный» архитектор Эгераат публично выразил свое удивление намерением девелопера, компании «ВТБ арена», использовать в дальнейшем проектировании не только его замысел, но и идеи двух других участников конкурса, проведенного летом 2010 года.
И вот вчера газета «Ведомости» сообщила, что «ВТБ арена» показала на главной девелоперской выставке MIPIM несколько иную концепцию реконструкции «Динамо». И назвала имя нового архитектора проекта – как сообщает газета, доработку концепции Эгераата поручили американскому архитектору Дэвиду Маника. Кроме того девелопер заявил, что в общей сумме инвестиций (в начале 2011 года шла речь о $ 1,4 млрд.) стоимость реконструкции стадиона займет всего лишь примерно треть – 500 млн. долларов. Раньше стоимость стадиона отдельно не озвучивалась, речь шла только об общем объеме вложений. Надо сказать, что теперь цена стадиона лучше вписывается в расценки строительства объектов такого уровня: стадион «Арена'92», который собираются построить в Париже рядом с Аркой Дефанса и который должен стать самым большим в Европе со своими 40 000 мест, оценен в 440 млн. долларов. Московская ВТБ арена, рассчитанная на 45 000 мест, исходя из озвученной сегодня оценки обойдется примерно во столько же – по 11 000 долларов за одно зрительское место. Впрочем, в 1990-е стадионы были дешевле: от минимальных 3 700 до 9 000 долларов за зрительское место; в целом же стоимость строительства стадионов десять лет назад колебалась в пределах от 80 до 200 млн. долларов.
Итак, из 1,5 миллиардов на реконструкцию стадиона «Динамо» уйдет 500 млн., а оставшийся миллиард, то есть две трети всех инвестиций, предназначено для строительства разнообразной недвижимости: отеля (310 номеров), бизнес-центра (68 000 кв. м) и жилого комплекса (142 250 кв. м) с тремя ярусами подземной парковки. Авторы проектов – ТПО «Резерв» и «SPEECH Чобан/Кузнецов». Строительство планируется начать этой осенью, то есть через полгода, справа от стадиона (слева находится Петровский дворец). Площадь участка – 8 гектаров, выделенного для строительства недвижимости, вдвое больше площади, занимаемой стадионом.
Новый архитектор, которому предстоит переработать концепцию Эрика Эгераата, Дэвид Маника (David Manica), руководит архитектурной студией, базирующейся в Канзасе, с филиалами в Лондоне и Шанхае. Эта молодая архитектурная студия (основана в 2007 году, до этого Маника работал в канзасской студии HOK) за несколько последних лет сделала себе имя крупного международного бюро, специализирующегося на громких и эффектных общественных проектах, прежде всего, стадионах. В ее портфолио громко заявлено, что MANICA architects уже успели освоить целых 5 млрд. долларов. Там действительно имеется целый ряд эффектных стадионов. Правда, разглядывая портфолио Дэвида Маника, несложно заметить, что наиболее эффектные картинки почему-то ассоциируются с каким-то другим архитектором. Маника перерабатывает, дорабатывает или приспосабливает для дальнейшего использования проекты «звезд», изображения которых затем неплохо украшают сайт архитектора. Взять, скажем стадион в Лузайле (Lusail): его очаровательно приталенный овал спроектирован бюро Нормана Фостера для Кубка мира 2022 года в Катаре, а Маника занимался там дизайном спортивного оборудования (похожую работу он исполнял для бюро Фостера и раньше, например, в 1999 году, проектируя ряды зрительских сидений для британского стадиона Уэмбли). Еще один красивый проект из портфолио Маника, похожая на летающую тарелку Арена Мерседес Бенц в Шанхае, сделан бюро ECADI, Маника же оказывал ему 'design assistance'. На самостоятельной работе Дэвид Маника развернулся преимущественно в Китае, закрепившись там после того, как обеспечил приспособление Олимпийской арены 2008 года в Пекине к повседневной жизни.
Определить стиль молодого (ему не больше сорока) архитектора из Канзаса сложновато, но скорее всего, это будет нечто вроде волнисто-одутоватого стадиона в Гуанчжоу. В меру криволинейное. Перед нами успешный и амбициозный архитектор «второй руки», энергично осваивающий восточные рынки. Почему для доработки концепции Эрика ван Эгераата понадобился именно он, сложно сказать. Возможно, потому, что пригласить тех, кто уже участвовал в конкурсе, было по каким-то причинам невозможно. Нельзя отрицать наличие у Маники большого опыта работы со спортивными сооружениями. Так или иначе, но светящийся «пузырь», в целом очень похожий на проект Эгераата, уже украшает сайт канзасского бюро. Хотя вариант Маника, действительно, кое в чем да отличается: абрис приплюснутого яйца сохранился, но сетка составлена не из шестигранных ячеек, а из ромбов, также исчезли половинки раздвижной кровли. Забавно, что в собственных новостях в блоге бюро Дэвида Маника ни о каких проектах-предшественниках не упоминается, хотя «Ведомости» сообщают нам, что Манике поручена именно доработка.
Эрику ван Эгераату, архитектору из списка «звезд»-интернационалов особенно, надо признать, не везет в европейской части России. Его проекты перемещаются, отменяются или переходят в руки других архитекторов с прямо-таки маниакальной последовательностью. Недавняя история знает прецедент судебного разбирательства в Страсбурге, выигранного этим архитектором против компании Capital Group. Впрочем, здесь следует оговориться, что в данном случае подробности формальных договоренностей между архитектором и девелопером не разглашаются, и вполне вероятно, что появление нового архитектора, дорабатывающего концепцию, ничему не противоречит.
Напомним, что первый проект реконструкции стадиона «Динамо» был разработан в 2007-2008 году Моспроектом-4 под руководством архитектора Дмитрия Буша. Там планировалось встроить внутрь старого стадиона (для нашего времени слишком обширного) стадион поменьше, повернув его ось на 90 градусов, и накрыв его козырьком-оболочкой. Рядом с Третьим кольцом тоже, как и сейчас, планировался «многофункциональный комплекс» (читай: недвижимость площадью 450 000 кв.м) с подземной парковкой, плюс две очереди спортивно-развлекательного комплекса (по 40 000 и 45 000 кв.м) – несложно заметить, что с тех пор аппетиты уменьшились раза в три. В начале 2010 года новый девелопер, дочерняя компания ВТБ провела конкурс, в котором участвовали три пары архитектурных бюро (в каждой паре одно российское – одно иностранное): ABD Architects (Россия) совместно с Perkins Eastman International (США), SPEECH совместно с немецким бюро GMP, и Erick van Egeraat Architects совместно с мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина. В июне прошедшего года было объявлено о победе последних. Теперь инвесторы вписали новую строчку в эту историю.
ВТБ арена. Слева проект Эрика Эгерата и Моспроекта-2, справа проект, размещенный на сайте Моника аркитектс. Слева направо: Михаил Посохин, Эрик Эгерат, Дэвид Маника. Коллаж Ю. Тарабариной.
Стадион Лусайл в Катаре, изображение с сайта Foster&Partners.
Стадион в Гуанчжоу, Manica architects, изображение с сайта Manica architects.
Арена Мерседес Бенц в Шанхае, бюро ECADI при участии Дэвида Маника. Изображение с сайта Manica architects.