Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.03.2011

Под натиском contemporary art

Наталья Коряковская

В последние дни в блогах бушует тема реконструкции Речного вокзала в Твери, который может повторить судьбу своего пермского собрата, превращенного в музей современного искусства. В самой Перми, в свою очередь, разрастается скандал из-за судебного преследования директора «Бюро городских проектов» Андрея Головина, в защиту которого выступили многие известные архитекторы. Об этих и других новостях блогосферы читайте в нашем новом обзоре.

Церковь Воздвижения. Общий вид с юга. Фото нач. 1930-х гг.
Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева
Церковь Воздвижения. Общий вид с юга. Фото нач. 1930-х гг. Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева
Неожиданно бурную реакцию блоггеров вызвала очередная громкая затея Марата Гельмана, который предложил устроить в разрушающемся здании Речного вокзала Твери новый центр современного искусства. В качестве успешного примера такой трансформации знаменитый галерист привел, конечно же, Музей современного искусства Перми, созданный, как известно, именно в помещениях бывшего Речного вокзала. Впрочем, по сведениям блоггеров, освоением очередного объекта транспортной инфраструктуры планы Гельмана на Тверь не исчерпываются. Так, автор karavan-plus сообщает, что Марат Александрович задумал сделать Тверь частью глобального культурного проекта и на основе полиграфического потенциала города развить тут т.н. «издательский рай». Уже в апреле в городе высадится первый десант актуального искусства – здесь пройдет фестиваль «Верь в Тверь». Местные жители, правда, к этим планам относятся настороженно и переживают за судьбу Речного вокзала: известный памятник конструктивизма, находящийся в федеральной собственности и уже много лет пребывающий в запустении, дошел «до крайней степени разрухи», пишет автор блога kerlangua.

Предположения насчет дальнейшей судьбы памятника выдвигаются самые разные. Например, в сообществе tver, где дискуссионные страсти накалились до такого предела, что модераторы даже ввели мораторий на комментарии, блоггер alex_tverskoy рассказал: «Месяца два назад я слышал, что Речной вокзал собираются сносить, чтобы восстановить Отроч-монастырь». Успенский собор монастыря (кстати, самого древнего в Твери, где, по преданию, Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа) действительно расположен совсем рядом с вокзалом, но планы по его регенерации пока под вопросом: «Насчет сноса это треп! – утверждает ale_ku. – Знаю точно. Собирались снести надстройку на крыше, а затем поставить после ремонта легкий макет прежней, чтобы не давил такой вес на крышу. Теперь решили после укрепления конструкции крыши восстановить все в прежнем виде, с использованием аналогичных материалов».

Примечательно, что после того, как на горизонте появился проект Гельмана, деньги на реставрацию Речного вокзала неожиданно нашлись. Сам искусствовед объясняет это просто: «Культура сама по себе неинтересна власти, а только тогда, когда она является частью большой политики. Первое, что мы сделали, это объяснили, что реставрация вокзала – не выброс денег, а шаг для того, чтобы Тверь стала одним из генераторов культурных событий в стране». Тверчане, однако, не верят идеологу современного искусства и называют его «великим комбинатором».

В это время в «вотчине» самого Гельмана – Перми продолжается скандал, связанный с уголовным преследованием руководителя разработки Стратегического мастер-плана города Андрея Головина. Из текста обвинения, детально разобранного в блоге Александра Ложкина, стало известно, Головина привлекли по статье «халатность» за то, что он оплатил бюр KCAP разработку мастер-плана Перми. Обвинение выдвинуто на основе экспертного заключения сотрудника петербургского РААСН Сергея Митягина, в котором исследование голландцев названо «ненаучным», недостаточно  обоснованным и проработанным. Александр Ложкин справедливо считает такую эксперную оценку абсурдом, – хотя бы потому, что новый Генплан Перми, утврежденный два месяца назад, уже был создан на основе мастер-плана KCAP. И главное – начиная судебное разбирательство, мы переводим теоретический спор между разными градостроительными школами в уголовную плоскость, а вот это уже страшный симптом – уверен Александр Ложкин. Он призывает подписаться под открытым письмом в защиту Андрея Головина. Свои подписи уже поставили Юрий Аввакумов, Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Евгений Асс и другие.

Московский генплан тем временем в очередной раз стал предметом жаркой публичной дискуссии. На этот раз обсуждение состоялось на телеканале «Дождь» с участием Григория Ревзина, Константина Михайлова и Марата Гельмана. Видеозапись можно посмотреть в блоге последнего.

В сообществе «Москва которой нет» появилась тревожная запись о судьбе клуба завода «Серп и молот», построенного в 1928-1931 гг. по проекту известного конструктивиста Игнатия Милиниса. Соавтор Гинзбурга в проекте знаменитого дома-коммуны Наркомфина, Милинис перенес в здание клуба некоторые его узнаваемые элементы, например, коридоры-галереи. Но всего этого клуб может вскоре лишиться, если в его затянувшуюся реконструкцию не вмешаются органы охраны. Дело в том, что с 1990-х клуб сдавался в аренду, дожидаясь реставрации с восстановлением первоначальных объемов. С 2005 года в помещениях администрации завода начались ремонтные работы, а с 2008-го – перестройка под клуб «Дягилев». Как пишет блог, в зале и фойе сегодня ведется невнятная работа, а в кружковой зоне и холле и вовсе все заброшено. В продолжение темы наследия конструктивизма также отметим пост в сообществе «Константин Мельников», посвященный неудачной реставрации знаменитого клуба фабрики «Свобода», в ходе которой клуб лишился подлинных интерьеров.

Состояние памятников и новые угрозы неплохо отслеживаются также в регионах, правда, не во всех. В Екатеринбурге, например, блог, посвященный объектам наследия, ведет инспектор местного ВООПИиК Олег Букин. Среди его последних записей – посты о незаконном строительстве на территории памятника – больницы Миславского, в парке Вайнера, реконструкции «Пассажа» и.т.п.

В Ростове-на-Дону местное отделение ВООПИиК также имеет «площадку» во всемирной сети. В этом блоге на днях появилась информация о том, что областной минкульт согласовал сомнительный проект реконструкции Соборной площади города. Его главной задачей является сооружение подземной парковки, а вестись оно будет на территории охранных зон сразу нескольких памятников – Рождественского собора с колокольней, торговых рядов, Дома Максимова (первая «городская ратуша») и др. Однако в проекте ничего не сказано ни о том, как строительство отразится на фундаментах объектов наследия, ни о каких-либо реставрационных работах на них.

Печальные новости пришли из Владикавказа: там  разрушается старейший в России сохранившийся кинотеатр – «Братьев Патэ», основанный в 1907 году и в настоящее время являющийся памятником федерального значения. Открытое обращение к министру культуры РФ Александру Авдееву в защиту здания можно почитать тут.

В конце обзора отметим несколько интересных постов по истории архитектуры. Так, в блоге МГСУ опубликована статья про экзотические строительные материалы советского производства, вроде камышовой соломы или сушеной кукурузы, применявшиеся в жилом строительстве. Блог Музея архитектуры, в свою очередь, заинтересовался планами строительства нового здания Российской государственной библиотеки на Воздвиженке  – как-никак речь идет о соседнем с музеем участке. Музей опубликовал уникальные снимки и обмеры Крестовоздвиженского монастыря, сохранившиеся фундаменты которого попадают в зону предполагаемой стройки. Точнее, речь идет о фундаментах разрушенного в 1930-е главного собора Воздвижения Креста Господня – одного из последних храмов в духе «московского барокко».

Гораздо меньше информации удалось найти краеведу dedushkin1 о другом большом храме, утраченном в советское время – Александро-Невском кафедральном соборе на Миусской площади. Блоггер посвятил свою запись 150-летию со дня отмены крепостного права, поскольку именно в память манифеста 1861 года и был заложен этот второй по величине храм после Христа Спасителя. В 1920-е гигантский 21-купольный собор пытались приспособить под крематорий и радиоцентр; заброшенным он простоял до 1950-х, а затем его разобрали.

Еще один обстоятельный искусствоведческий обзор – про т.н. «Русский городок» под Петербургом можно прочитать в блоге tsarskoye. Архитектурные образцы для этого удивительного «музея древнерусской архитектуры» выбирал сам Николай II – так здесь появились детали Ростовского кремля, мотивы росписей Теремного дворца и Грановитой палаты, храмов Новгорода и Костромы XVI–XVII, орнаментальная резьба в духе Владимиро-Суздальской архитектуры XII века и т.д. А блог ru_sovarch опубликовал рассказ о едва ли не самом футуристическом объекте архитектуры 1980-х годов – гелиокомплексе «Солнце», построенном недалеко от Ташкента и ставшем одним из последних триумфов советской науки.
Клуб фабрики «Свобода» до и после реконструкции. Фото: http://community.livejournal.com/k_melnikov/
Клуб фабрики «Свобода» до и после реконструкции. Фото: http://community.livejournal.com/k_melnikov/
Клуб фабрики «Свобода» до и после реконструкции. Фото: http://community.livejournal.com/k_melnikov/
Клуб фабрики «Свобода» до и после реконструкции. Фото: http://community.livejournal.com/k_melnikov/
Церковь Воздвижения. Интерьер нижней Успенской церкви в процессе разборки. Фото 1934 г.
Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева
Церковь Воздвижения. Интерьер нижней Успенской церкви в процессе разборки. Фото 1934 г. Из коллекций Музея архитектуры им.А.В.Щусева
Собор во имя святого Александра Невского на Миусах. Фото: http://dedushkin1.livejournal.com/
Собор во имя святого Александра Невского на Миусах. Фото: http://dedushkin1.livejournal.com/