Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.03.2011

Уроки архитектурного

Наталья Коряковская

4 марта в Аптекарском приказе Музея архитектуры состоялась презентация монографии Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ, выпущенной издательством «Татлин». Книга построена как словарь наиболее часто используемых в мастерской слов: сложившийся за 20 лет особый лексикон студентов и преподавателей наглядно объясняет нюансы их совместной творческой деятельности.

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской
Мастерская экспериментального учебного проектирования (Архкласс) была создана в Архитектурном институте по инициативе профессора Валентина Раннева в 1989 году. С 2002 года ею руководят профессор Евгений Асс и доцент Никита Токарев (выпускник мастерской 1992 года). Задача Архкласса лучше всего описана фразой академика Александра Кудрявцева (в 1987-2007 гг. ректора МАрхИ) во вводном эссе, предваряющем монографию: «Архитектуре научить нельзя. Можно лишь попытаться научить думать архитектурой…». Всецело разделяет эту точки зрения и Евгений Асс, считающий, что «универсального и безупречного метода научить кого-нибудь архитектуре» не существует. «Первое, чего я хочу как учитель, это помочь студентам понять мир и время, в котором они живут», – пишет руководитель Архкласса в своем учительском кредо «Уроки архитектурного».

Реформа учебного проектирования, предложенная профессором Ранневым в конце 1980-х годов, заключалась в переходе от общепризнанного функционального принципа архитектурного мышления к программе, основанной на «пространственных архетипах». Суть ее в том, что все многообразие архитектурных форм сводилось к ограниченному набору пространственных типологий, и студенты осваивали их по принципу от простого к сложному – «от дверной ручки до города». Эта концепция была успешно освоена мастерской, но институтом в целом, как о том мечтал Раннев, принята не была. Евгений Асс убежден в том, что если бы это произошло, «мы бы имели сегодня совершенно другое архитектурное образование, иное настроение, дух архитектурной школы». Однако мастерская в МАрхИ так и осталась на положении маргинала.

В 2009 году у Архкласса появился сайт и наметился переход к т.н. «открытой программе», призванной, как пишет Никита Токарев, преодолеть «герметичность» прежней, вписанной в жесткую программу института. Перестройка заключалась, в частности, в смене ориентации мышления – не на объект, а на проблему. Работа над проектом стала рассматриваться как исследование, включающее анализ контекста и.т.п. Понять суть этого увлекательного и сложного процесса как раз и помогает придуманный Архклассом словарь – понятий, имен, мыслей часто упоминаемых на занятиях архитекторов и философов. «Это лексикон Архкласса, смысловое поле, точнее описывающее нашу подчас интуитивную деятельность, чем статьи и манифесты», – поясняет Евгений Асс.

Нынешняя монография «сконструирована» с той же долей остроумия, которая отличает подачу «экспериментальных» проектов: на каждую букву идут понятия и иллюстрирующие их работы мастерской. К примеру, на букву «Д» находим: Даля В.И., автора толкового словаря, на который студенты любят ссылаться в своих исследованиях; «диалог» («опыт понимания Другого»), «деталь» («элемент здания, который может быть ухвачен рукой и ощупан»), «драйв» (то без чего не может состояться ни процесс проектирования, ни сам проект).

Любопытно, что из архитекторов чести попасть в словарь удостоились всего двое: Петер Цумтор – «учитель вдумчивого отношения к мелочам и их соединения с важными вопросами человеческого обитания» и Кристофер Александер, автор книги «Язык моделей» 1979 года издания, «возвращающей человека и человеческую жизнь в город». Зато в конце словаря размещена подборка кратких биографий и проектов самых успешных выпускников Архкласса разных лет, среди которых Никита Токарев, Кирилл Асс, Андрей Кошелев, Даниил Лоренц, Федор Дубинников, Антон Кочуркин и другие.

Монография заканчивается двумя эссе памяти профессора Раннева, «тихого реформатора» и «настоящего, прирожденного педагога, дело которого – в будущем, в завтрашнем дне», как написал Евгений Асс. А на презентации чествовали, в первую очередь, самого Асса. Так, архитектор Александр Бродский, неоднократно принимавший участие в работе жюри Архкласса, заявил, что считает Евгения Викторовича своим учителем, хотя формально его студентом никогда не был. К Бродскому присоединились и настоящие ученики, вернее ученицы, приготовившие для Евгения Асса и Никиты Токарева анимационный фильм-сюрприз.
Евгений Асс, Никита Токарев, Ирина Коробьина, Кирилл Асс, Оскар Мамлеев.
Евгений Асс, Никита Токарев, Ирина Коробьина, Кирилл Асс, Оскар Мамлеев.
Евгений Асс
Евгений Асс