Основным ньюсмейкером последних двух недель стал руководитель Москомнаследия Александр Кибовский, объявивший о намерении присвоить центру столицы статус «достопримечательного места». В Санкт-Петербурге на Невском проспекте начал действовать новый архитектурно-художественный регламент, а в Иркутске власти города собираются реализовать масштабный проект по регенерации исторической деревянной застройки. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.
На встрече с журналистами, состоявшейся 2 марта, глава Москомнаследия Александр Кибовский объявил о том, что в течение года комитет намерен ввести для территории в границах Садового кольца статус «достопримечательного места». В таких «достопримечательностях» будут четко определены все требования к сохранению культурного наследия, описано, что можно делать инвестору, что хочет видеть город, поясняет Газета.ру. Впрочем, далеко не все эксперты считают, что подобная смена охранного статуса приведет к повышению уровня контроля за новым строительством в центре города. «В то время как ограничение строительства в охранных зонах имеет законодательный характер, для «достопримечательных мест» его определяет Москомнаследия, но решения комитета не имеют силы закона, – комментирует ситуацию «Газете» координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. – В результате мы получим регулируемую каждый раз вручную ситуацию с разрешением или запретом нового строительства».
Александр Кибовский также рассказал журналистам о том, что до конца первого квартала 2010 года будет закончено утверждение территорий объектов культурного наследия (осталось 209 из примерно 1400). Эта работа не только сделает Москву первым российским городом, имеющим подобный перечень, но и позволит перейти к следующему намеченному этапу – зонированию памятников. Зоны охраны, поясняет Газета.ру, в Москве уже существуют, но они «нарисованы» еще в 1997 году и, как выразился Александр Кибовский, «до конкретики не доведены» из-за высокой плотности застройки в центре города. Интервью с главой Москомнаследия также появилось в «Московском комсомольце», где Александр Кибовский, в частности, очень конкретно высказался по поводу приватизации памятников. По мнению чиновника, без частного капитала наследию не выжить, но лучшим способом достойно его содержать была и остается аренда: в этом случае город сохраняет право расторгнуть договор и изъять памятник у разрушителя, тогда как у собственника это можно сделать только через суд.
Последнее заявление особенно важно в свете вновь активизировавшегося раздела московских памятников между федерацией и столицей. Как пишет «Коммерсант», Росимуществу и московскому департаменту имущества предстоит поделить еще около 3 тысяч объектов, причем большую часть Сергей Собянин (в отличие от своего предшественника), по-видимому, готов отдать федералам. Интересны и приводимые «Коммерсантом» данные отчета контрольно-счетной палаты Москвы за февраль, из которых следует, что в городском реестре отсутствует информация о собственниках 43 процентов памятников, что означает, что мимо казны может проходить ежегодно до 0,5 млрд рублей.
Вообще нужно отметить, что за последние две недели Москомнаследия упоминался в прессе не раз. Так, 21 февраля в пользу комитета завершился судебный процесс по отношению к владелице квартиры в региональном памятнике – т.н. Доме полярников на Никитском бульваре, надстроившей над своим жильем мансарду. История с самостроем подробно описана на сайте «Архнадзора», поскольку именно его волонтеры первыми заметили «железное корыто» на крыше дома пару лет назад. Успешным оказалось и совместное обращение активистов и Москомнаследия в прокуратуру по факту перестройки другого памятника – железнодорожной станции «Подмосковная», последнего деревянного вокзала начала ХХ века в стиле модерн на территории Москвы, о чем также сообщает сайт движения.
А на прошлой неделе в Москомнаследия поступили две новые заявки о нарушениях на памятниках: «Общественная коалиции в защиту Москвы» сообщила о том, что строители пресловутой гостиницы Никиты Михалкова в Малом Козихинском переулке уничтожили во время работ археологический слой с уникальными артефактами XVII века. Об этом подробно рассказывает «Газета». Вторая заявка поступила от владельцев знаменитых Сандуновских бань, здание которых страдает из-за ведущейся по соседству стройки, сообщает то же издание. Комитет очень быстро отреагировал: первую заявку от неутомимых противников гостиницы в Москомнаследии (согласовавшем стройку) опровергли, отметив, что слой был поврежден гораздо раньше в ходе прокладки коммуникаций. А по поводу Сандунов в комитете подтвердили, что ансамбль нуждается в противоаварийных работах, однако стройку по соседству останавливать не будут, поскольку возводимое здание очень нужно МАрхИ.
Петербургские власти тоже озабочены историческим обликом города. Так, стали известны подробности утвержденного еще в декабре нового «Архитектурно-художественного регламента» Невского проспекта, пишет «Невское время». Регламент несколько напоминает «предложения по выводу рекламных конструкций из центра Москвы» – с Невского тоже должна исчезнуть громоздкая реклама, а новые вывески, урны, остановочные павильоны и ларьки будут объединены общей художественной идеей. Загвоздка в том, что новый регламент, как выяснил «Коммерсант», не согласован ни с Росохранкультурой (к чему обязывает статус исторического поселения), ни с курирующим рекламный рынок Комитетом по печати. Питерский Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), в свою очередь, инициировал возбуждение уголовного дела по факту уничтожения памятника архитектуры -- доходного дома Проппера на Галерной ул., 40. Дело в том, что в ходе реконструкции под гостиницу памятник по вине собственника был полностью снесен. Подробнее об этом рассказывают «Коммерсант» и Газета.ру.
Информагентство Регнум, между тем, озвучило результаты недавней повторной экспертизы другого известного питерского памятника – дачи Гаусвальд. Как выяснили специалисты КГИОП, деревянные конструкции дачи сильно подгнили и фактически утратили несущую способность. О дальнейшей судьбе памятника, для которого существует оспариваемый градозащитниками проект реставрации с приспособлением архитектора Рафаэля Даянова, пока ничего не известно.
Тема наследия, которой на этот раз посвящен практически весь наш обзор, в последние две недели оказалась актуальной и в регионах. Так, власти Иркутска на прошлой неделе рассмотрели проект реконструкции деревянных домов в центре города, подготовленный мэрией совместно с областной службой по охране объектов наследия. Его реализацию планируется осуществлять исключительно на частные деньги – для этого исторические объекты будут сдаваться на три года в аренду или по концессионному соглашению. В Иркутске создадут четыре карты приоритетных зон реставрации – первой станет 130-й квартал, пишет местный портал Бабр.ру. А в Екатеринбурге 28 февраля впервые за последние два года собрался на заседание градостроительный совет. Предметом обсуждения стал проект развития туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» в г. Верхотурье.
С проверкой скандальной реставрации Преображенской церкви в Кижах на днях побывала комиссия ЮНЕСКО. Любопытно, что оценки независимых экспертов разные СМИ передают по-своему. ИА Регнум, которое неоднократно публиковал заявления противников ведущейся на памятнике реставрации, мнение ЮНЕСКО фактически опустили. А вот краевой портал «Карел информ» написал, что экспертам нынешняя работа очень понравилась.
Самые крупные градостроительные новости прошедших двух недель связаны с бизнесменом Романом Абрамовичем. Компания «Миллхаус», выигравшая в ноябре 2010 года тендер на право проведения реконструкции «Новой Голландии», недавно объявила участников конкурса на концептуальное проектирование генплана острова. А газета «Ведомости» в это же время сообщила о намерении бизнесмена взяться за обновление Парка Горького в Москве.
Интересную аналитическую статью, посвященную ревизии столичных инвестконтрактов, опубликовал портал РБК. Как пишет издание, затеянная мэром Сергеем Собяниным ревизия уже через семь месяцев может аннулировать более трети согласованных ранее проектов (а это около 500 строек). Прежде всего, как проанализировали авторы, под угрозу попадают девелоперы, сорвавшие сроки реализации. Однако от проектов комплексной реконструкции могут в свою очередь отказаться и сами инвесторы, расхватавшие площадки, где строительству, как оказалось потом, мешает наличие природоохранной зоны и другие «подводные камни».