В галерее ВХУТЕМАС открылась художественная выставка «Не концептуальное искусство» двух выпускниц московской архитектурной школы, Елены Будиной и Елены Марковской. Публикуем эссе Ильи Уткина об этой выставке, а также – о конъюнктуре и свободе в искусстве и архитектуре. Нам кажется, это важная тема.
Елена Будина и Елена Марковская. Фотографии Ильи Уткина
Название для выставки живописи возникло не случайно. Оказалось, что московские галереи сейчас выставляют в основном концептуальное и актуальное искусство, а очередь выставок расписана на год вперёд. Вспоминается, что само слово концепция в рамках творчества возникло как то само собой в конце семидесятых годов, оно предполагало некую дополнительную смысловую нагрузку на художественное или архитектурное произведение. На вопрос, что же такое концептуальная архитектура или концептуальное искусство однозначно трудно ответить, но оно означало в наше время с что то модное и современное. Концептуалисты устраивали перформансы, выставки, инсталляции… где угодно, на квартирах, в лесу, но в выставочные залы их не пускали. Тогда это явление, как художественный протест молодёжи, можно было назвать современным искусством. Потребовалось 30 лет, что бы всё узаконить и систематизировать. Когда научились продавать этот товар, все, в конце концов, обюрократилось. Сейчас созданы Центры и Академии современного искусства, все современные художники должны теперь делать перформансы и заниматься актуальным искусством, как когда-то вынуждены были развивать соцреализм. По моему мнению, тот же застой наблюдается и в архитектурной школе. В угоду Болонской системе образования из программы вырезаны целые куски гуманитарного образования – живописи и рисунка, они теперь необязательный факультатив. Студенты мало общаются, уткнувшись каждый в свой компьютер. Компьютерная графика уничтожает индивидуальность, ограничивает свободу, делает всё одинаково скучным.
На этом фоне представленная выставка выглядит как отдушина, как глоток свободы. Галерея ВХУТЕМАС выставила натурную живопись Елены Будиной и Елены Марковской. На открытии, мне кажется, больше всех радовались старейшие преподаватели МАРХИ – Игорь Пяткин и Михаил Попков. Они вспоминали, какая творческая атмосфера была в 50ые годы, когда студенты рисовали и выставляли свои работы. В основе выставочной идеи галереи ВХУТЕМАС лежит развитие художественного творчества и здесь должно быть место для эксперимента. Интерес выставки в том, что наши художницы – Елена Будина и Елена Марковская уже прошли свой творческий путь созревания. Но каждый их проект это эксперимент. И, хотя они очень разные, объединяют их общие идеи, энергия и целенаправленность. Работать вместе над одной идеей –является так же традицией архитектурной школы. Они энергетически заряжают друг друга– на выставке представлено около 60 картин, сделанных за полгода . Главное в их творчестве, что они совершенно свободны от моды и творческих влияний, они делают что хотят и делают это замечательно. На этот раз им захотелось писать живое – красоту человеческого тела и красоту природы и они это сделали, не стыдясь традиционных средств – на холстах, кисточками, простыми масляными красками. Марковская писала обнажённую натуру. Будина – пейзаж. На одном дыхании, получая удовольствие и радость от собственного творчества. И получилось это свежо и современно.
Лариса Ивановна Иванова-Вэн и Анна Ильичёва проявили достаточно смелости, предоставив свою галерею для этого эксперимента.
Выставка продлится до 18 марта.
|