В понедельник портал Architizer назвал победителей «Конкурса конкурсов» (Competition competition 2011), архитектурного состязания между проектами, проигравшими какой-либо конкурс в течение 2010 года. На этот раз победителей трое, один из них – дом для свиней, и где бы Вы думали? – в Каире.
PIGHOUSE (Alexander Prusakov and John Lim)
Проект PIGHOUSE – совершенно бумажный, в духе шуток наших архитекторов 1980-х. Он сделан двумя архитекторами, живущими в Нью-Йорке: Александром Прусаковым и Джоном Лимом. Суть проекта заключается в том, чтобы на плоских крышах домов революционного Каира выстроить этакие ульи для содержания поросят. Кои представляются авторам полезными в силу поросячьей способности перерабатывать отбросы в замечательно вкусный бекон. Схематично, в духе Бильжо, нарисован полный цикл функционирования свинарников: машины, подвозящие тюки мусора; завернутые в платки египетские женщины, снующие вверх-вниз по лестницам с ведрами корма в руках; и сами поросячьи ульи в продольном и поперечном разрезах. Попутно обнаруживается, что поросята живут на трех ярусах, то есть в небольшой многоэтажке, на поставце, накрытом то ли глинобитным куполом, то ли крышкой, которую только подними – и вот они, колбасы (рука должна быть большой, гулливеровской и тянуться, определенно, сверху).
PIGHOUSE (Alexander Prusakov and John Lim)
Все это дико забавно, хотя и является, скажем так, откровенной иронией по отношению к мусульманской традиции, отрицающей свинину как таковую. Надо заметить, что тема мусульманского мира заметно наболела у жюри Architizer-a – приз предыдущего конкурса, состоявшегося год назад, получил проект, подшучивающий над бурным строительством в Дубае.
Chicago Institute for Land Generation (Stewart Hicks, Allison Newmeyer)
С другой стороны, в победе русского проекта, нарисованного в жанре карикатуры, есть что-то такое милое для загадочной русской души: невольно хочется размечтаться о том, что не все живое из традиции наших бумажников погибло под топливным гнетом, что-то да и осталось, прорастает, вот, в новом поколении; прямо в Штатах и дает корни.
TOKYO 2010_Fashion Museum On Omotesando Street - Wearing The Woven Gown (Narine Gyulkhasyan, Anahit Hayrapetyan, Nairi Abramian)
Как будто бы испугавшись собственной смелости, жюри выбрало еще два проекта, способных загладить остроту карикатуры Прусакова.
TOKYO 2010_Fashion Museum On Omotesando Street - Wearing The Woven Gown (Narine Gyulkhasyan, Anahit Hayrapetyan, Nairi Abramian)
Один из них – скучноватый в духе Корбюзье или даже Нимейера проект здания Чикагского института земельного воспроизводства (Chicago Institute for Land Generation, архитекторы Стюарт Хикс и Алисон Ньюмайер). Здание состоит из длинных и плоских брусков, кругов и цилиндров (хочется подумать, что именно в них будут перерабатывать землю, хотя это конечно же не так; задача института сделать политику города более эффективной). Пафос этого проекта – модернистская горизонтальность, она противопоставлена традиционной чикагской вертикали (напомним, что Чикаго все же родина небоскребов; ну, одна из).
Третий победитель это проект 100-метровой башни Токийского музея моды от армянских архитекторов Наринэ Гюльхазян, Анахит Хайрапетян, Наири Абрамян. Здесь как раз имеет место блестящая (в прямом и переносном смысле) визуализация и смелая форма – за что, по словам члена жюри Барричтера, проект и поощрили. Он и правда смел: стеклянная башня слегка пританцовывает, кутаясь в решетку металлических прутьев (проект так и называется «Дом в платье», или даже «в римской тоге»). Чтобы все не было так просто, архитекторы добавляют множество мостиков-консолей, переходов, вынесенных метров так на 50, и в меру возможностей обрастающих металлической сеткой. Одна консоль, из красного стекла, по замыслу авторов нависала бы над улицей. Словом, это другой, противоположный карикатуре Прусакова, способ фантазирования: современный, трехмерно-эффектный, рассчитанный на то, что зрители скажут – ах, ну как же оно не падает. Земельный институт в этой компании объект самый спокойный, этот тип фантазирования окончательно перестал быть эффектным к концу холодной войны и теперь вызывает лишь ностальгические и исторические ассоциации.
Так что жюри «Конкурса конкурсов» на этот раз показало себя любителем антологий и хрестоматий – каждый из награжденных проектов представляет собой один жанр концептуального (и не очень) фантазирования. Конкурс планируется проводить ежегодно, там будет видно, что будет дальше. Но если число победителей будет умножаться с той же скоростью, то награду в ближайшем будущем придется резать на очень тонкие ломтики (при объявлении конкурса речь шла о том, что победитель получит $1500; подробности раздела награды между тремя победителями не уточняются).