Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2011

Архитектура на радиоволнах

Наталья Коряковская

В последние две недели блоггеры обсуждали выступление Григория Ревзина в Политехническом музее, новые угрозы памятникам Московской области и градостроительный беспредел, царящий в Тюмени. Кроме того, на просторах рунета начала вещать первая архитектурная радиостанция. Об этих и других новостях блогосферы читайте в нашем новом обзоре.

План села Архангельского 1829 г.  Фото: http://movoopik.livejournal.com/
План села Архангельского 1829 г. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Одним из самых интересных событий последних дней для блоггеров стало выступление известного архитектурного критика Григория Ревзина в Политехническом музее. Беседа на тему «Москва без Лужкова» прошла в рамках цикла «От первого лица», организованного порталом Полит.ру. В сети ее одним из первых прокомментировал Андрей Бархин. Правда, собственно спикер архитектора как-то не очень заинтересовал, возможно, потому что в свое время Ревзина не заинтересовала архитектура самого Бархина («...два года назад Ревзин не написал о нашей выставке статью»): «Зал вызвал больше всего интереса, последняя не уехавшая интеллигенция, практически ни одного мархишного лица…». «А кто он такой, чтобы ходить на встречи с ним, вот если бы это был хотя бы Кузьмин, который хоть что-то решает!» – прокомментировал пост Бархина блоггер mkie.

В сообществе ru_architect постарались взглянуть на ситуацию более объективно. «Архитекторы ордена трудового Красного Знамени Московского архитектурного института по-прежнему верны профессиональному цинизму, который гласит «мы не можем ждать милостей от природы», – считает applex, – модные концепции sustainable architecture могут рождать эфемерные футуристичные визуалки, но хлебушек-то у Александра Викторовича, а не у Григория Исааковича». И дальше: «Во-вторых, это подспудно намек на то, что за пятнадцать лет (если считать с первых номеров Проекта Россия середины девяностых) Григорий Ревзин исписался и сейчас воспринимается как фигура речи – но не дела. Я помню, как году в 2000-м книжечка-«маоцзедунчик» избранных текстов Ревзина – в принтерной распечатке! – передавалась из рук в руки. Ныне это почти немыслимо». Для кого такие лекции и полезны, заключают в комментариях к этой записи, так это для интеллигентов: «Им архитектура не безразлична, но сами они не разбираются, а Григорий доступно комментирует».

Были в блогосфере и комментарии по теме выступления Григория Ревзина. В частности, с позицией критика по отношению к экс-мэру не согласился sergeykostikov:  «Честно говоря, не стал бы валить все на Лужкова. Он работал с теми архитекторами, которые у него были. И я абсолютно не уверен, что будь у Москвы образованный и интеллигентный мэр, в Москве была бы сильно лучшая архитектура. Единственное, что он смог бы сделать: спасти историческую часть города от архитекторов». Сохранение последней автор видит в консервации: «Но грамотное высококачественное развитие – нет! Ни при каких обстоятельствах! Не та архитектурная школа. От начала и до конца. От МАрхИ и до Моспроекта….». Уточним, что об архитектуре эпохи «после Лужкова» блоггер судит по единственным пока обнародованным проектам пресловутых киосков, безапелляционно заключая: «то же дерьмо, только в профиль».

В тот же вечер, 22 февраля, одновременно с выступлением Григория Ревзина, в Музее архитектуры открылась выставка британского архитектора, историка архитектуры, фотографа и журналиста Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», куратором которой выступил другой известный архитектурный критик Николай Малинин. Этот проект очень хвалила профессиональная пресса, а вот блоги, наоборот, практически проигнорировали. Лишь в журнале pisma_sebe и сообществе interiors_ru появилась пара заметок: в одной из них рассказывается о мастерстве Прайса в жанре интерьерной фотографии, в другой – об отношении архитектора к современным «стекляшкам»: «Посмотрите на современный небоскреб. Его фасад проживет в среднем 25 лет. Внутренняя структура, возможно, простоит лет 150. Грамотно спроектированная деревянная постройка существует много веков».

Пермских блоггеров в это время заинтересовала очередная тревожная инициатива администрации застроить расположенную в центре города т.н. эспланаду каким-то невероятным сооружением. Об этом в своем блоге сообщил Денис Галицкий. В комментариях тут же появились ссылки на проекты застройки данного места и окрестностей. По поводу строительства рядом с эспланадой блоггер пишет: «Главное, чтобы вокруг эспланады, на склоне Слудской горы и углах ул. Попова не воплотился один из вариантов голландцев (т.е. мастер-плана бюро KCAP – Н.К.) – высотки по периметру эспланады. Тогда она превратится в колодец».

А в Тюмени представители архитектурного сообщества весьма оригинально выступили против градостроительного произвола местных властей. Архитектор Виктор Станкевский и дизайнер Геннадий Вершинин презентовали два коротких фильма о «распущенной» Тюмени. Оказалось, что за последние 7 лет в городе не проводилось ни одного творческого конкурса, зато в невероятном количестве появились «бесконечные башенки и шпили на казарменных «элитках» из красного кирпича, убогий тюменский «Мулен-Руж» с невесть как попавшей на крышу мельницей,  и прочие уродцы,  навсегда испортившие облик городского пространства». Геннадий Вершинин решил сравнить требования и регламенты  властей Парижа, Берлина и Тюмени к  новым зданиям в  исторических кварталах и выяснил, что в Тюмени их вообще нет.

Но, как показывает российский опыт, даже регламенты иногда не в силе остановить уничтожение памятников. Так, блог отделения ВООПИиК по Московской области сообщил об очередном сносе федерального памятника в Серпухове – одного из корпусов парусиновой мануфактуры купца. На месте снесенного «каменного погреба с напогребицею» уже вырос жилой дом. Застройка угрожает и остальным частям уникального промышленного комплекса первой половины XVIII века с историческими сводчатыми подвалами и декором в духе петровского барокко. В блоге подчеркивается, что заказчица нынешнего сноса уже была замешана в незаконной приватизации печально известной усадьбы Вяземских Пущино-на-Наре, которая за время ее владения была доведена до почти полного руинирования.

В этом же блоге появилась статья, посвященная угрозе дальнейшей застройки территории знаменитой подмосковной усадьбы Архангельское. Вот уже почти год органы охраны наследия борются за признание недействительными договоров аренды на ряд участков, выделенных под застройку непосредственно на территории пейзажного парка. В частности, эксперты пытаются доказать в суде, что усадьба не ограничивается только парадным ансамблем с партером перед дворцом, и ее пейзажный парк – неотъемлемая часть объекта наследия, неоднократно обозначенная на картах владений XIX века.

Похожая ситуация сложилась с усадьбой Боблово в Клинском районе Подмосковья, связанной с именем Менделеева, сообщает блог «Наше наследие». Защитники усадьбы протестуют против прохождения ЦКАД непосредственно по территории, которая должна была стать Менделеевским заповедником и заказником. А блог отделения ВООПИиК в Ростове-на-Дону опубликовал перечень памятников, которые оказались вычеркнуты из обновленного списка выявленных объектов культурного наследия, обнародованного недавно областным минкультом. Всего таких «бесхозных» объектов эксперты насчитали более двухсот!

В то время как одни протестуют и активно пытаются остановить трансформации исторических городов, другие просто констатируют исчезновение знакомых мест как свершившийся и, к сожалению, неизбежный процесс. В сообществе «Моя Москва» появился интересный пост, в котором путем наложения старых фотографий на современные можно наглядно представить, как изменился за последние 30 лет район станции метро «Бауманская».

Довольно редким на фоне постоянной критики в адрес органов охраны памятников и реставраторов выглядит публикация, посвященная одной из главных реставрационных площадок Москвы – Большому залу Московской консерватории, авторы которого довольны происходящим за строительными сетками. Подробнейший фоторепортаж позволяет увидеть детали работы реставраторов: вокруг органа сооружается защитный саркофаг, а ступени лестницы в фойе уже отреставрированы.

В завершение обзора расскажем о Первой архитектурной радиостанции, которая начала свое вещание в сети. Львиную долю ее эфира составляет музыка, но каждый день в него также выходят и тематические архитектурные передачи. Например, недавно в студии побывали бюро «Архполе», архитекторы и эксперты побеседовали о роли параметрических методов и научных исследований в профессии. На радио также выходят выпуски архитектурных новостей, цикл чтения книги «Мастера советской архитектуры об архитектуре» и многое другое.
Проект застройки эспланады в Перми. Фото: http://www.vicar.perm.ru/
Проект застройки эспланады в Перми. Фото: http://www.vicar.perm.ru/
Усадьба Архангельское. Проект застройки в охранной зоне. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Усадьба Архангельское. Проект застройки в охранной зоне. Фото: http://movoopik.livejournal.com/