В последние две недели блоггеры обсуждали выступление Григория Ревзина в Политехническом музее, новые угрозы памятникам Московской области и градостроительный беспредел, царящий в Тюмени. Кроме того, на просторах рунета начала вещать первая архитектурная радиостанция. Об этих и других новостях блогосферы читайте в нашем новом обзоре.
План села Архангельского 1829 г. Фото: http://movoopik.livejournal.com/
Одним из самых интересных событий последних дней для блоггеров стало выступление известного архитектурного критика Григория Ревзина в Политехническом музее. прошла в рамках цикла «От первого лица», организованного порталом Полит.ру. . Правда, собственно спикер архитектора как-то не очень заинтересовал, возможно, потому что в свое время Ревзина не заинтересовала архитектура самого Бархина («»): «Зал вызвал больше всего интереса, последняя не уехавшая интеллигенция, практически ни одного мархишного лица…». «А кто он такой, чтобы ходить на встречи с ним, вот если бы это был хотя бы Кузьмин, который хоть что-то решает!» – прокомментировал пост Бархина блоггер mkie.
В постарались взглянуть на ситуацию более объективно. «Архитекторы ордена трудового Красного Знамени Московского архитектурного института по-прежнему верны профессиональному цинизму, который гласит «мы не можем ждать милостей от природы», – считает applex, – модные концепции sustainable architecture могут рождать эфемерные футуристичные визуалки, но хлебушек-то у Александра Викторовича, а не у Григория Исааковича». И дальше: «Во-вторых, это подспудно намек на то, что за пятнадцать лет (если считать с первых номеров Проекта Россия середины девяностых) Григорий Ревзин исписался и сейчас воспринимается как фигура речи – но не дела. Я помню, как году в 2000-м книжечка-«маоцзедунчик» избранных текстов Ревзина – в принтерной распечатке! – передавалась из рук в руки. Ныне это почти немыслимо». Для кого такие лекции и полезны, заключают в комментариях к этой записи, так это для интеллигентов: «Им архитектура не безразлична, но сами они не разбираются, а Григорий доступно комментирует».
Были в блогосфере и комментарии по теме выступления Григория Ревзина. В частности, : «Честно говоря, не стал бы валить все на Лужкова. Он работал с теми архитекторами, которые у него были. И я абсолютно не уверен, что будь у Москвы образованный и интеллигентный мэр, в Москве была бы сильно лучшая архитектура. Единственное, что он смог бы сделать: спасти историческую часть города от архитекторов». Сохранение последней автор видит в консервации: «Но грамотное высококачественное развитие – нет! Ни при каких обстоятельствах! Не та архитектурная школа. От начала и до конца. От МАрхИ и до Моспроекта….». Уточним, что об архитектуре эпохи «после Лужкова» блоггер судит по единственным пока обнародованным проектам пресловутых киосков, безапелляционно заключая: «то же дерьмо, только в профиль».
В тот же вечер, 22 февраля, одновременно с выступлением Григория Ревзина, в Музее архитектуры открылась выставка британского архитектора, историка архитектуры, фотографа и журналиста Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», куратором которой выступил другой известный архитектурный критик Николай Малинин. Этот проект очень хвалила профессиональная пресса, а вот блоги, наоборот, практически проигнорировали. Лишь в и появилась пара заметок: в одной из них рассказывается о мастерстве Прайса в жанре интерьерной фотографии, в другой – об отношении архитектора к современным «стекляшкам»: «Посмотрите на современный небоскреб. Его фасад проживет в среднем 25 лет. Внутренняя структура, возможно, простоит лет 150. Грамотно спроектированная деревянная постройка существует много веков».
Пермских блоггеров в это время заинтересовала очередная тревожная инициатива администрации застроить расположенную в центре города т.н. эспланаду каким-то невероятным сооружением. . В комментариях тут же появились ссылки на проекты застройки данного места и окрестностей. По поводу строительства рядом с эспланадой блоггер пишет: «Главное, чтобы вокруг эспланады, на склоне Слудской горы и углах ул. Попова не воплотился один из вариантов голландцев (т.е. мастер-плана бюро KCAP – Н.К.) – высотки по периметру эспланады. Тогда она превратится в колодец».
А в Тюмени представители архитектурного сообщества весьма оригинально выступили против градостроительного произвола местных властей. Архитектор Виктор Станкевский и дизайнер Геннадий Вершинин презентовали . Оказалось, что за последние 7 лет в городе не проводилось ни одного творческого конкурса, зато в невероятном количестве появились «бесконечные башенки и шпили на казарменных «элитках» из красного кирпича, убогий тюменский «Мулен-Руж» с невесть как попавшей на крышу мельницей, и прочие уродцы, навсегда испортившие облик городского пространства». Геннадий Вершинин решил сравнить требования и регламенты властей Парижа, Берлина и Тюмени к новым зданиям в исторических кварталах и выяснил, что в Тюмени их вообще нет.
Но, как показывает российский опыт, даже регламенты иногда не в силе остановить уничтожение памятников. Так, блог отделения ВООПИиК по Московской области сообщил об – одного из корпусов парусиновой мануфактуры купца. На месте снесенного «каменного погреба с напогребицею» уже вырос жилой дом. Застройка угрожает и остальным частям уникального промышленного комплекса первой половины XVIII века с историческими сводчатыми подвалами и декором в духе петровского барокко. В блоге подчеркивается, что заказчица нынешнего сноса уже была замешана в незаконной приватизации печально известной усадьбы Вяземских Пущино-на-Наре, которая за время ее владения была доведена до почти полного руинирования.
В этом же блоге появилась . Вот уже почти год органы охраны наследия борются за признание недействительными договоров аренды на ряд участков, выделенных под застройку непосредственно на территории пейзажного парка. В частности, эксперты пытаются доказать в суде, что усадьба не ограничивается только парадным ансамблем с партером перед дворцом, и ее пейзажный парк – неотъемлемая часть объекта наследия, неоднократно обозначенная на картах владений XIX века.
Похожая ситуация сложилась с усадьбой Боблово в Клинском районе Подмосковья, связанной с именем Менделеева, . Защитники усадьбы протестуют против прохождения ЦКАД непосредственно по территории, которая должна была стать Менделеевским заповедником и заказником. А блог отделения ВООПИиК в Ростове-на-Дону , которые оказались вычеркнуты из обновленного списка выявленных объектов культурного наследия, обнародованного недавно областным минкультом. Всего таких «бесхозных» объектов эксперты насчитали более двухсот!
В то время как одни протестуют и активно пытаются остановить трансформации исторических городов, другие просто констатируют исчезновение знакомых мест как свершившийся и, к сожалению, неизбежный процесс. , в котором путем наложения старых фотографий на современные можно наглядно представить, как изменился за последние 30 лет район станции метро «Бауманская».
Довольно редким на фоне постоянной критики в адрес органов охраны памятников и реставраторов выглядит публикация, посвященная одной из главных реставрационных площадок Москвы – Большому залу Московской консерватории, авторы которого довольны происходящим за строительными сетками. позволяет увидеть детали работы реставраторов: вокруг органа сооружается защитный саркофаг, а ступени лестницы в фойе уже отреставрированы.
В завершение обзора расскажем о , которая начала свое вещание в сети. Львиную долю ее эфира составляет музыка, но каждый день в него также выходят и тематические архитектурные передачи. Например, недавно , архитекторы и эксперты побеседовали о роли параметрических методов и научных исследований в профессии. На радио также выходят выпуски архитектурных новостей, цикл чтения книги «Мастера советской архитектуры об архитектуре» и многое другое.