Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.02.2011

Природа деревянного

Наталья Коряковская

22 февраля во Флигеле-Руине Музея архитектуры открылась выставка «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», организованная компанией HONKA и pr-агентством «Правила общения» при поддержке курорта «Пирогово». Уникальный фотоматериал, собранный британским историком архитектуры и фотографом Уиллом Прайсом, архитектурный критик Николай Малинин превратил в концептуальное исследование приемов деревянной архитектуры, не теряющих своей актуальности на протяжении вот уже нескольких веков.

Александр Львовский (HONKA), Николай Малинин и Ирина Коробьина. Фото Натальи Коряковской
Александр Львовский (HONKA), Николай Малинин и Ирина Коробьина. Фото Натальи Коряковской
В основу экспозиции легла книга Уилла Прайса Architecture In Wood, изданная Thames & Hudson в 2005 году. Пять лет назад она переводилась на русский язык, однако вышла весьма ограниченным тиражом и быстро стала библиографической редкостью. Фактически теперь Николай Малинин предложил господину Прайсу ее «переиздать», но уже в виде выставки и с дополненным разделом современной деревянной архитектуры, которая в книге была представлена очень скромно. Из этой идеи и выросла концепция «Параллелей» – экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество (фото Уилла Прайса), а вторая – поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе – дерево как самый древний и одновременно самый актуальный материал.

Всего таких пар – 64. Для их экспонирования архитектор Антон Кочуркин придумал специальные конструкции из фанеры, по форме отдаленно напоминающие лайтбоксы, состыкованные парами под небольшим углом. Сами организаторы любовно называют их «бабочками», на распахнутых деревянных «крыльях» которых и представлены деревянные постройки прошлого и настоящего. Интересно и то, что эти конструкции подвешены к потолку, так что посетители выставки бродят между ними, словно в лесу, постигая многоликость дерева не только с помощью иллюстраций, но и, так сказать, на живых образцах, которые при желании можно пощупать, повертеть и даже понюхать.

Нужно отметить, что параллели, выстроенные Николаем Малининым, носят очень разнообразный характер. Одни объекты сопоставляются на основе сходства геометрии зданий (цилиндра, куба или круга, к примеру) или их функции, о природе других подобранных куратором подобий порой приходится долго догадываться. К примеру, структуралистскому понятию «складки», которое современные архитекторы материализуют на основе математических моделей лент Мебиуса и бутылок Клейна, Николай Малинин поставил в пару деревенскую избу. По мнению куратора, метафоре бесконечности необязательно быть такой замысловатой: достаточно понять природу традиционного деревянного дома, который веками перебирается и возрождается, не меняя своего образа.

Пожалуй, главный месседж «Параллелей» можно сформулировать так: в работе с деревом зодчие минувших веков мало в чем не уступают архитекторам насквозь компьютеризированной современности. Вот, скажем, у традиционной хижины канаков (жителей Новой Каледонии) за вентиляцию отвечают два слоя гнутых веток тропического дерева, а в Культурном центре Жана-Мари Тжибау, построенном по проекту Ренцо Пиано, ветки превращаются в регулируемые компьютером жалюзи, чутко реагирующие на силу ветра. Важно, что оба типа конструкций – и рукотворная, и созданная с помощью точнейших электронных расчетов, – одинаково хорошо справляются со своей задачей. И это всего лишь один из десятков примеров, доказывающих, что все те конструктивные и композиционные приемы, которые XX век горделиво считал своими достижениями, на самом деле давно известны традиционной архитектуре. Николай Малинин нашел в ней и представления о бионике, и «трансформируемость», и «атектоничность». Разница лишь в том, что сегодня волнистые деревянные каркасы зданий, считающиеся верхом изобретательности, проектируют на компьютере, а старинные церкви «без единого гвоздя» строились на глаз… «Остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XI века! И это не только демонстрация древности (а, значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура – вне времени», – утверждает куратор.

Одним из главных достоинств, за которые архитекторы так высоко ценят деревянную архитектуру, конечно, является ее подлинность. Здесь все слишком живое и честное – и материал, и конструкции, и образ, – для того, чтобы можно было соврать или приделать по желанию заказчика что-то бутафорское. Деревянная архитектура развивается по собственным органичным законам – этому процессу на выставке посвящен отдельный зал, в котором демонстрируется анимационная лента про то, что прообразом конструктивной схемы может служить строение листа, а купола храмов «вырастают» из зонтичной структуры одуванчиков. Не менее наглядно родство деревянной архитектуры с природой иллюстрирует и лиричная пара под названием «Одиночество в ландшафте», демонстрирующая, как «мировой сквозняк и тишина», обволакивающие стройные деревянные церкви русского севера становятся одним из ключевых понятий признанной миром поэтики архитектора Петера Цумтора.

Цумтор – лишь одна из звезд современной деревянной архитектуры, тщательно отбирающей своих героев и создателей. На выставке также представлены объекты Тадао Андо, Ренцо Пиано, Томаса Херцога, Эдуарда Каллинана, Хермана Кауфмана, Сами Ринтала. Очень важно для организаторов экспозиции и то, что в изобретательности западным мастерам не уступают и российские: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Правда, если география западных объектов поистине безгранична, то практически все российские примеры современной деревянной архитектуры сосредоточены на территории подмосковного курорта «Пирогово». Это вполне логично привело к тому, что курорт выступил официальным партнером «Параллелей» и реализовал столь эффектный и значимый с образовательной точки зрения проект. Остается только надеяться, что усилия организаторов выставки по пропаганде «деревянного образа жизни»  будут подхвачены отечественными архитекторами.
Уилл Прайс (справа)
Уилл Прайс (справа)
Тотан Кузембаев и Николай Малинин
Тотан Кузембаев и Николай Малинин