В последние две недели власти Москвы и Санкт-Петербурга были заняты преимущественно градостроительными вопросами. Так, в Москве приступили к ревизии согласованных за последние годы инвестконтрактов, пересмотру генплана и разработке новой стратегии сохранения памятников. А губернатор Валентина Матвиенко попыталась исключить родной город из списка исторических поселений, правда, быстро передумала. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.
Эрик ван Эгераат на презентации своего проекта. Фото Н. Коряковской.
26 января Валентина Матвиенко обратилась с письмом к премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений. Как сообщила газета «Коммерсант», по мнению губернатора, лишь исторический центр, т.е. всего четверть города, соответствует этому высокому статусу, но в нем и так уже действуют режимы зон охраны. Статус, тем временем, в целях сохранности всех «исторически ценных градоформирующих объектов» обязывает питерские власти согласовывать все градостроительные планы и регламенты с Росохранкультурой. Матвиенко считает, что это слишком долго и сложно, а в качестве аргумента указывает на отсутствие подобного статуса у Москвы, Новгорода и Пскова (которые действительно не вошли в список исторических поселений, имея менее 55 % сохранившейся старой застройки). Как указывает Балтинфо, определенная доля истины в письме Валентины Матвиенко есть: согласования с Росохранкультурой действительно нередко затягиваются на рекордно длинные сроки.
Общественность на подобное письмо отреагировала предсказуемо бурно. Так, например, в защиту статуса Петербурга к премьер-министру обратилась целая группа питерских деятелей культуры и науки, сообщает «Новая газета». В «Живом городе», в свою очередь заявили, что недавние сносы на Невском проспекте ясно доказывают бездействие «работающих», по словам губернатора, регламентов в охранных зонах. Обнародовала свою позицию и Росохранкультура: согласно распространенной этим ведомством информации согласованию с ним подлежит «только документация по планировке территорий в границах существующего в Петербурге и ряде других городов историко-культурного опорного плана». Так что опасения Валентины Матвиенко о том, что с Москвой придется согласовывать всю застройку спальных районов, в любом случае не подтвердились. Впрочем, под давлением общественности губернатор Санкт-Петербурга уже 31 января отказалась от своего предложения.
Тем временем, бывший руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, теперь занимающий должность главы Москомнаследия, занят реформированием системы охраны памятников в столице. Как сообщают «Известия», комитет приступил к разработке Стратегии сохранения культурного наследия Москвы, которая должна быть вынесена на заседание правительства уже 10 мая этого года. Прежде всего, будут пересмотрены принятые в Москве в последние десятилетия акты и положения, противоречащие федеральному законодательству. Кибовский также хочет ввести в Москве строгую систему достопримечательных мест и провести ревизию всех заявленных памятников.
Впрочем, ревизия московского градостроительства коснется не только сферы охраны наследия. Ей также подвергнутся все принятые к реализации инвестконтракты и положения принятого в прошлом году Генплана столицы. , на корректировку (и отмену) строительных проектов Сергей Собянин направил усилия почти половины чиновников мэрии. До конца сентября Градостроительно-земельной комиссии правительства Москвы предстоит рассмотреть 1175 объектов. И, по сведениям той же Ленты.ру, комиссия уже успела отменить 8 инвестпроектов, в том числе жилых домов на Остоженке, в Хилковом и Турчаниновом переулках, торгово-развлекательного комплекса в сквере около Смоленской площади, подземного паркинга под площадью Красные Ворота. Как заявил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в интервью «Ведомостям», руководство города приняло принципиальное решение больше не строить в пределах Садового кольца торговые центры и офисные комплексы.
В число героев новостных сообщений на прошлой неделе вновь попал «Дом на Мосфильмовской». И хотя формально вопрос о сносе верхних этажей этого комплекса остается открытым, власти города уже начали говорить о том, что это невозможно. В частности, , что имеет «предварительное заключение о том, что снос верхних этажей дома крайне опасен». В ближайшее время проект Сергея Скуратова вновь может стать предметом рассмотрения Общественного совета.
Еще один проект, давно уже ожидающий публичного обсуждения в рамках заседания Общественного совета, – это ставшая скандально известной реконструкция театра «Геликон-опера». . Между тем, руководитель авторского коллектива Андрей Боков под натиском общественности, недовольной разрушением части усадебных построек ради устройства новой сцены, вынужден был согласиться на дополнительную экспертизу и частично переработать проект. Александр Можаев, один из лидеров движения «Архнадзора», которое, собственно, и остановило стройку на Большой Никитской, выступил со статьей в «Газете», где попытался смягчить конфликт с руководством театра и переадресовать претензии правительству Москвы, согласовавшему реконструкцию.
По-прежнему держит градозащитников в напряжении и реконструкция Детского Мира. Как пишут «Известия», инвесторы ждут скорого разрешения Москомнаследия на реставрацию фасадов: внутренние конструкции, вероятно, будут сломаны из-за опасности обрушения. Девелоперская компания «Система-Галс», выступающая инвестором реконструкции «Детского мира», готова передать общественному движению «Архнадзор» все отчеты, касающиеся экспертиз состояния универмага. Об этом на встрече с участниками движения заявил президент компании Андрей Нестеренко. Не отказался девелопер и от проведения экскурсии по объекту для журналистов. Как сообщает «Московский комсомолец», с 2008 года здание пришло в удручающее состояние, однако утраченные элементы еще можно воссоздать.
Интервью еще одного крупного чиновника московского стройкомплекса появилось в прессе на этой неделе. «Российская газета» опубликовала беседу с заместителем мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова. В числе прочего Шаронов подтвердил намерения главы города откорректировать генплан Москвы. «Кампания по актуализации», по его словам, начнется в мае этого года. Как пишет Газета.ру, приоритетными задачами станут требования президента Дмитрия Медведева по превращению столицы в мировой финансовый центр и распоряжение мэра Сергея Собянина согласовать генпланы Москвы и области.
Были щедры на комментарии и иностранные архитекторы, работающие в Москве. В частности, на прошлой неделе голландец Эрик ван Эгераат, выигравший вместе с «Моспроектом-2» конкурс на реконструкцию стадиона «Динамо», собрал журналистов на презентацию своего проекта. Однако, похоже, звезда европейской архитектуры несколько поторопился: практически параллельно с проведенным им мероприятием представители заказчика заявили, что концепция реконструкции будет дорабатываться и включит в себя не только решение Эгераата, но и проекты других участников конкурса, например, бюро Speech. Другой иностранец, до недавнего времени плотно работавший с московской компанией «Интеко», – Хади Тегерани, в свою очередь, озабочен судьбой своего грандиозного проекта «Космо-парк». С отставкой Юрия Лужкова проект отменили, но Тегерани все еще надеется, что власти вернутся к обсуждению этого инновационного зеленого комплекса.
Пермь тем временем вспомнила про свой амбициозный проект Национальной галереи, о которой несколько лет после проведения международного конкурса ничего не было слышно. Как рассказал газете Business-class победитель конкурса Борис Бернаскони, новый толчком к реализации идеи должно послужить участие в нем звезды европейской архитектуры Петера Цумтора. Новая концепция гласит, что галерея будет состоять из двух зданий: Цумтор спроектирует «храм для деревянной скульптуры», Бернаскони – здание для размещения остальной коллекции галереи. «Этот комплекс зданий, объединенных пешеходным маршрутом, свяжет верх и низ набережной Камы», – рассказал архитектор. Правда, с тем, где именно на набережной расположится галерея, власти Перми до сих пор не определились.