27 января в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей Первого ежегодного открытого конкурса на проектирование общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, организованного Национальным объединением проектировщиков.
Фото Натальи Коряковской
Основной задачей конкурса, проведенного по поручению Министерства регионального развития РФ, стал поиск архитектурных проектов школ и детских садов, одновременно бюджетных и функциональных, которые в ближайшие годы планируется реализовать в рамках государственных программ жилищного и социального строительства. Речь идет о типовых быстровозводимых объектах, соответствующих современным экологическим стандартам и обладающих ярким архитектурным решением. Не секрет, что до сих пор объединить эти качества в проекте школ если и удавалось, то только в случае с нетиповыми объектами. Сейчас же, как сказал на круглом столе президент НОП Михаил Посохин, «пришло время технически и творчески переосмыслить прежние решения». Именно с этой целью и был проведен конкурс.
Всего на него было прислано 62 работы. Проекты состязались в нескольких номинациях, в зависимости от размера и вместимости проектируемых объектов: садики варьировались от 25 до 250 мест, школы – от 100 до 1236. Параллельно был также проведен конкурс уже реализованных проектов, предполагающихся к повторному использованию. Конечно, типовое строительство всегда довольно сильно ограничено в художественных средствах, поэтому объекты оценивались не только и не столько с точки зрения архитектуры, но, в первую очередь, за свою планировку, которую участники конкурса старались сделать максимально гибкой и вместительной.
К чести всех участников конкурса, на внешнем облике объектов оговоренная ТЗ скромность бюджета почти не отразилась: для того, чтобы уйти от типовых «коробок», одни архитекторы активно используют цвет и замысловатую геометрию, другие наполняют новым содержанием традиционную типологию поселковых домов культуры с колоннами. Особенным консерватизмом отчего-то отличились проектировщики детских садов – образовательные учреждения для самых маленьких практически во всех случаях решены как классические особняки или даже замки. Например, в проекте В.В. Горлова садик выглядит как дворец с рустом и ризалитами, а в более скромном варианте архитектора В.М. Умывакина – как 2-хэтажный коттедж. А петербургский архитектор E.В. Перов, получивший сразу 3 призовых места, использует в образе садиков и колонны, и башенки.
А вот проекты школьных зданий в массе своей обращаются либо к языку современной архитектуры, либо к наследию архитекторов русского авангарда. Так, например, детский сад Ю.П. Лутченко в плане напоминает «серп и молот» знаменитой самарской фабрики-кухни, а школа архитектора Н.В. Коренькова представляет модульный конструктор, сложенный в форме знаменитой «гребенки» К. Мельникова. Кстати, получившаяся цепочка из блоков не только позволяет «развести» функции по разным помещениям, но и образует многочисленные удобные дворы.
Элементы экспериментальных объектов 1920-х годов встречаются и в архитектурных решениях школ нового поколения: например, в виде интересного фасада-гармошки школы в проекте В.Н. Никифорова, или длинной открытой галереи-навеса школы архитектора А.В. Самородницкого. Не реже участники конкурса ссылаются и на опыт деконструктивистов, используя коллажи из ярких цветных плоскостей, а некоторые предпочитают что-то и вовсе нетипичное и как будто совсем из другой типологии, как например, проект школы астраханского архитектора Д.Ю.Гаврилова, более напоминающий аквапарк или развлекательный центр.
Все проекты-победители будут включены в специальный каталог и сертифицированы для реализации по всей стране.
Ниже публикуем полный список победителей конкурса архитектурных проектов «Детское образовательное учреждение»:
- Детское образовательное учреждение малокомплектное на 25-40 мест I степень – Цветкова Н.Н. (г.Белгород); II степень – Аникин В.С. (г.Москва); III степень – Ширяев Ю.М. (г.Псков)
- Детское образовательное учреждение на 180 мест, включая детский сад на 4 группы и школу I ступени на 4 класса I степень – Перова А.Ф. (г.Санкт-Петербург); II степень – Пшеничников Д.В. (г.Москва); III степень – Межлумова Н.Н. (г.Ташкент); III степень – творческая группа в составе: Дорохина В.А., Гончаровой Л.И., Тараскина И.В. (г.Белгород);
- Детское образовательное учреждение на 360 мест, включая детский сад на 8 групп и школу I ступени на 8 классов III степень – Лутченко Ю.П. (г.Белгород); (дипломы I и II степеней не присуждались)
- Школа II и III ступеней (с 5 по 12 класс) на 700 учащихся I степень – Безруков Е.С. (г.Москва); (дипломы II и III степеней не присуждались)
- Школа I, II и III ступеней (с 1 по 12 класс) на 100 учащихся I степень – Хромов М.А. (г.Белгород); II степень – Самородницкий А.В. (г.Санкт-Петербург); III степень – Кореньков Н.В. (г.Люберцы); III степень – Гаврилов Д.Ю. (г.Астрахань);
Победителями конкурса архитектурных проектов для повторного применения «Детское образовательное учреждение» в следующих номинациях стали: - Детский сад до 90 мест – Умывакин В.М.(г.Воронеж); - Детский сад на 100-160 мест – Перов Е.В. (г.Санкт-Петербург) – дипломы I и II степеней; - Детский сад на 180-250 мест - Перов Е.В. (г.Санкт-Петербург)); - Средняя школа на 72 учебных места в блоке с детским садом на 30 мест (проектов в данной номинации представлено не было); - Школа на 100-160 учебных мест - Горлов В.В. (г.Орел); - Школа на 100-550 учебных мест - Скуратов И.А. (г.Оренбург); - Школа на 600-1236 учебных мест - Никифоров В.Н.(г.Москва)
Президент НОП М.М. Посохин
Автор проекта В.В. Горлов. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта Е.В. Перов. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта В.М. Умывакин. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта Н.В. Кореньков. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта Ю.П. Лутченко. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта Никифоров В.Н. Изображение предоставлено агентством Event Team
Автор проекта Гаврилов Д.Ю. Изображение предоставлено агентством Event Team
|