Архи.ру предлагает вниманию читателей новый формат новостей – обзоры архитектурных блогов. Они дополнят наши уже ставшие традиционными обзоры прессы живыми и неформальными обсуждениями наиболее острых вопросов, связанных с архитектурой и градостроительством.
Успехи «Архнадзора» последних месяцев стали сигналом к созданию аналогичных организаций в регионах. В частности, сплотились в общественное движение градозащитники Самары. В блоге samara_arch они объявили о создании движения «СамАрх», с целью сохранения «исторических памятников, ландшафтов и видов города Самары и Самарской губернии». «СамАрх» фактически клонирует структуру и методы «Архнадзора»: выявление, фотофиксацию и изучение памятников, содействие их постановке на госохрану, общественный мониторинг и огласку фактов нарушения закона и другие.
Еще одной очень обсуждаемой в блогах темой стали новые назначения в правительстве Москвы. В частности, недавний союзник, если не сказать опекун архнадзоровцев Владимир Ресин, похоже, доживает свой век в высоких политических кругах. Назначение главой департамента строительства Москвы заммэра Марата Хуснуллина лишило бессменного главу стройкомплекса всех финансовых потоков, оставив за ним только административный контроль. В сообществе ru_archiblog развернулась дискуссия между Александром Ложкиным (alexander_loz) и блоггером padunskiy на тему, чего ждать от нового руководителя. padunskiy напоминает, что в бытность Хуснуллина министром строительства и ЖКХ Татарстана в Казани был построен чудовищный Дворец земледельцев, а автора проекта национальной библиотеки Эрика Ван Эгераата со скандалом выгнали. Ложкин парирует, что при Хуснуллине МСЖК Татарстана был соучредителем проектных семинаров Ц:СА по градостроительству с участием главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо – а это, по мнению Ложкина, признак того, что «как минимум осознается наличие проблем и есть понимание, что их невозможно решить стандартными инструментами». Тем более что отечественных специалистов, по-настоящему разбирающихся в актуальных тенденциях градостроительства, от силы наберется 5 процентов – остальные, считает Ложкин, «работают в стиле «чего изволите?» и продолжают существовать в парадигме плановой социалистической экономики, не способные даже выявить, сформулировать проблемы города…».
Еще одна градостроительная новость пришла из Перми. Мэрия этого города задумала переехать в более просторное здание, а свой старый особняк передать Пермской художественной галерее (что наводит на мысль об участии в затее активнейших кругов пермской арттусовки). На градсовете 7 октября чиновники озвучили и место переезда – бизнес-парк на углу улиц Петропавловской и Попова, на месте кондитерской фабрики. Отказавшись от идеи построить себе новое здание, власти сделали большую глупость, считает пермский блоггер архитектор Александр Рогожников (ar_chitect): «Налицо пермская тенденция – запихивать несносные музеи в маленькие дореволюционные особняки помещиков. Тут мы идем своим, отличным от мира, путем. Там строят новые современные здания, но это, конечно, потому, что чиновники у них слишком доверяют специалистам. Я так и вижу мэрию в этом сборище бутиков, между женскими трусами и спортзалом – «чего изволите?».
Между прочим, нынешние битвы за исторические памятники представляются не таким уж злом по сравнению с бурной фантазией советских писателей, в революционно-технократическом порыве сметавших целые исторические районы и превращавших города в механизированный рай. Про это – интересный пост в блоге «Толкователь» с цитатами из произведений 1920-30-х годов, а также проектов Гинзбурга, Мельникова, Фридмана и Ладовского про футуристическую Москву. К середине XX века ожидался «почти полный снос исторического центра; проспекты шириной 120 метров; рабочие, живущие прямо в цехах; город, вытянутый в сторону Ленинграда на 120 км; город-университет в Хамовниках; аэроэкспрессы Москва – Лондон – Нью-Йорк и Москва – Сан-Франциско».
В заключение обзора отметим одну необыкновенную выставку, по-своему тоже футуристическую: до конца января в лионском музее Аршипель, в рамках фестиваля «Неизвестная Сибирь» теоретик архитектуры Сергей Ситар показывает «визионерские монументы» Николая Лёвочкина. С 2008 года эти престранные архитектурные объекты – здания, сложенные из подручных средств, хранятся в Московском музее архитектуры. Ситар увлекся феноменом Лёвочкина и считает работы художника-самоучки, проработавшего всю жизнь машинистом метро, чем-то гораздо большим, нежели китч: «Интересно, что сам автор воспринимал их не как макеты, а как готовые архитектурные сооружения и в своем дневнике отмечал время их «ввода в действие» с точностью до дней, часов и даже минут» – пишет Ситар о своем открытии. О творчестве Николая Лёвочкина подробнее можно узнать в блоге «Маргинальная архитектура».