Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.12.2010

Зафиксированная архитектура

Наталья Коряковская

Параллельно с кинофестивалем MAFF во флигеле Руина Музея архитектуры на прошлой неделе открылась выставка архитектурной фотографии Михаила Чуракова. Более 20 лет он фиксировал развернувшееся в СССР в 1950-70-е годы индустриальное строительство и памятники архитектуры советских республик, некоторые из которых сейчас утрачены.

Руина по нынешней погоде стоит ледяная и потому абсолютно пустынная: даже самый страстный поклонник искусства вряд ли способен провести в ней больше 10-15 минут. Фотографии традиционно очень выразительно смотрятся на фоне голых кирпичных стен, но полумрак, нынешний мороз и безлюдье придают запечатленным на них ударным республиканским стройкам новых гостиниц и санаториев, магазинов и школ едва ли не фантасмагорический оттенок.

Работы Михаила Чуракова отличают строгость и основательность: фотограф не ставил перед собой задачу найти необычный ракурс или снять здание так, чтобы его никто не узнал. Наоборот, он занимался фотофиксацией активно строящихся советских городов, снимая вновь возводимые комплексы с самых ожидаемых и выигрышных точек. В собрании Чуракова немало фотографий типовых построек, составляющих современную архитектурную среду большинства городов бывшего Советского союза. Немаловажно и то, что съемка многих объектов была осуществлена в год окончания их строительства, благодаря чему эти здания вновь предстают перед нами в своем первоначальном виде. Активно снимал Чураков и памятники русской и зарубежной архитектуры – на протяжении более 20 лет его фотографии публиковались в самых известных журналах и научно-популярных книгах издательства «Искусство», «Стройиздат», «Большой Советской Энциклопедии».

Часть экспозиции оформлена как рабочая комната фотографа, где можно увидеть советскую и трофейную фотоаппаратуру Михаила Чуракова, его личные фотографии и документы, а также снимки, отражающие быт Музея архитектуры тех лет. Дело в том, что фотографа связывают с музеем очень давние отношения – еще в 1950-м году ему было поручено организовать при музее, помещавшемся тогда в Донском монастыре, фотолабораторию в здании усыпальницы Первушиных. И хотя формально сотрудником музея он никогда не являлся, но был свидетелем всех его значимых мероприятий и всегда их документировал. Теперь архив Чуракова – один из крупнейших в фотофонде МУАРа и постоянно используется при подготовки выставок, посвященных архитектуре эпохи 1950-1970-х годов.

Выставка открыта до 9 декабря 2010 года.
Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской