Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.12.2010

Кино об архитектуре и архитекторах

Наталья Коряковская

Вчера в МУАРе открылся Первый московский фестиваль фильмов об архитектуре – MAFF, организованный музеем и Ц:СА. Представить свои картины приехали устроитель Роттердамского кинофестиваля RFFA Йорд Холландер (Jord den Hollander), американские режиссеры из компании Design Onscreen, основатель итальянского проекта Archiworld Channel Джорджо Шанка (Giorgio Scianca) и многие другие.

Архитектурное кино сейчас становится модным во всем мире – среди документальных фильмов, по словам президента Клуба неигрового кино Григория Либергала, оно даже выделилось в отдельную рубрику. Фестивали архитектурных фильмов стали повсеместным явлением в Европе, а крупнейший из них, Роттердамский, сегодня включает в свою программу до 150 картин ежегодно. С его директором Йордом Холландером москвичи уже могли познакомиться в прошлом году, когда режиссер приезжал с лекцией в рамках «уDUTCHной архитектуры». Тогда же с большим успехом была презентована и пилотная версия московского архитектурного кинофестиваля.

Первый полноценный MAFF переместился из Дома архитекторов в романтическое и без сомнения очень кинематографичное, но куда более холодное пространство флигеля Руины. Кинопоказы проходят на третьем этаже, в небольшом зале со старой деревянной дверью и несколькими калориферами – и, несмотря на отрицательную температуру воздуха, там собирается много людей, которых, вероятно, согревают тяга к искусству и горячий чай. Программа трех фестивальных дней очень насыщенна – в нее вошли фильмы художественные, документальные, старые и, наоборот, совсем новые. Уже упоминавшийся Йорд Холландер привез два фильма: один собственный, посвященный знаковому голландскому архитектору середины XX века Хью Маасканту (Hugh Maaskant), познакомившему Европу с американским модернизмом и воспитавшему не менее легендарных последователей, среди которых, например, Рем Колхас. Другой – The Sleeper – снят самим Вуди Алленом и также посвящен архитектуре 1960-х годов.

К слову, модернизм второй половины XX века притягивает не только голландских кинодокументалистов. Создатели американского некоммерческого проекта Design Оnscreen Хизер Пёрселл (Heather A. Purcell) и Алан Хесс (Allan L. Hess) в своих фильмах заново открывают миру таких знаменитых в Америке архитекторов прошлого столетия, как, например, Джон Лаутнер, чьи особняки знакомы самой широкой зрительской аудитории по популярным голливудским блокбастерам.

Вообще под категорию архитектурного кино попадает довольно много жанров: это могут быть фильмы про здания, эпохи, стили – как, например, просветительский цикл «Проекции авангарда», созданный Ц:СА. Но также сюда могут быть включены и самые обычные триллеры, комедии, мелодрамы, главные герои которых занимаются архитектурой, живут и любуются ей. Так, например, автор проекта Archiworld Channel итальянский архитектор Джорджо Шанка собирает фильмы про архитекторов. Он не скрывает, что архитектура его не интересует – его интересуют люди: «Архитекторов в мире 1.5 миллиона и еще 7 миллионов человек когда-либо изучали архитектуру». В его коллекции насчитывается уже более 700 фильмов, самые ранние из которых датируются 1920-х годами. Архитекторы в них – не всегда бодрые и целеустремленные люди с линейкой и ватманом; встречаются также архитекторы влюбленные, убийцы, сумасшедшие и другие. Есть в собрании Шанка и 24 советские картины – например, всем известные «Верой и правдой» (реж. А. Смирнов) или «Любить человека» (реж. С. Герасимов), впрочем, по мнению самого коллекционера, наиболее точно образ архитектора передают английские кинематографисты. Интересно и то, что в нарезке из почти 80 картин на разных языках, которые автор Archiworld Channel представил на открытии фестиваля, почти нет фантастических фильмов. Сам Шанка считает это очень показательным: «Для того, чтобы в будущем было место архитекторам, они должны измениться!»

Качественное кино об архитектуре и архитекторах, по мнению директора МУАРа Ирины Коробьиной, должно не только доставлять эстетическое удовольствие зрителям, но и вызывать дискуссию о роли и положении архитектора в современном обществе, а также о месте архитектуры модернизма в истории зодчества. Новый фестиваль позиционируется его организаторами как уникальная площадка для общения зрителей и создателей фильмов – режиссеров и продюсеров, интеллектуалов и всех тех, кто увлекается архитектурой и кино. Отметим, уже первый день работы показал, что MAFF с этой задачей справляется.
Йорд Холландер, Ирина Корбьина, Хизер Пёрселл, Алан Хесс, Джоржио Шанка. Фото Натальи Коряковской
Йорд Холландер, Ирина Корбьина, Хизер Пёрселл, Алан Хесс, Джоржио Шанка. Фото Натальи Коряковской