Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.11.2010

Мораторий на рекламу и не только

Наталья Коряковская

24 ноября в Москомархитектуре состоялось очередное заседание Общественного совета при мэре Москвы. Оно было посвящено вопросу размещения рекламы в центре города и скандальному проекту строительства гостиницы в Козихинском переулке. Правда, сам Сергей Собянин в работе совета на этот раз не участвовал.

Фотографии Натальи Коряковской
Фотографии Натальи Коряковской
Несмотря на все политические перипетии последнего времени, Общественный совет почти не изменился: за исключением нескольких новых лиц из администрации мэра, его состав остался прежним. Пост председателя сохранил за собой Владимир Ресин, а докладывал повестку дня другой политический «долгожитель» – главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Нужно отметить, что Владимир Ресин, за последний месяц продемонстрировавший себя решительным защитником градостроительных интересов Москвы, и на нынешнее заседание Общественного совета вынес самые что ни на есть острые вопросы – засилье рекламы в центре города и проект апарт-отеля, который компания Никиты Михалкова строит на Патриарших прудах.
 
Только во вторник, 23 ноября, на заседании Правительства Москвы чиновники во главе с Сергеем Собяниным обсуждали, что делать с рекламой, превратившей центр города в подобие Шанхая. Мэр в итоге отправил концепцию по размещению рекламных конструкций на доработку, а Александр Кузьмин заявил, что пока документ не примут, в городе будет введен мораторий на новые билборды. На Общественном же совете Кузьмин повторно представил концепцию рекламно-информационного оформления в пределах Садового кольца, рассмотренную еще год назад, но до сих пор не принятую. Этот проект, разработанный «Моспроектом-3», предполагает полностью очистить от рекламы восемь важнейших мест исторического центра, в том числе Кремль и Театральную площадь, однако резкого снижения количества рекламы в целом в черте Садового кольца ожидать не приходится: оно сократится не более, чем на 30 процентов. Однако некоторые особенно «вызывающие» жанры, такие, например, как перетяжки или крупные рекламные конструкции (а также строительные сетки, закрывающие фасады зданий по нескольку лет) предполагается отменить вовсе, остальные принудительно уменьшатся в размерах и будут сомасштабны зданиям, рядом с которыми размещаются. С самих фасадов реклама также убирается – она переносится на остановки, тумбы и прочие элементы т.н. городской мебели, варианты которой «Моспроект-3» разработал в трех стилях.

Члены совета посчитали, что освобождать от рекламы нужно не только памятники и те здания, что попадают в зоны их визуального восприятия, но и другие важные градостроительные точки, формирующие облик исторических улиц и площадей. Юрий Платонов, например, предложил сосредоточиться на разработке разверток конкретных улиц, с тем, чтобы освободить архитектуру не только от уродующих билбордов, но и пластиковых крылец и прочего самостроя арендаторов, а также аляповатого ночного освещения. Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов напомнил, что все эти проблемы поможет решить введение паспортов комплексного благоустройства зданий, которые позволят привлекать собственников к ответственности не только за несанкционированную рекламу, но и за состояние стен, покрытия, крыш.

Интересно, что в ходе дискуссии выяснилось, что косвенно в обилии рекламы в центре города  виновата и сама Москомархитектура: для того, чтобы Комитет по рекламе смог убрать наиболее кричащие конструкции, комитет по архитектуре должен отозвать данные им согласования. В противном же случае, как заявил на заседании совета представитель комитета, его действия будут самоуправством и потребуют выплаты компенсаций из городского бюджета. Владимир Ресин, поддержав это выступление, неожиданно обрушился с критикой в адрес чиновников Москомархитектуры и назвал виновным в рекламном хаосе, в частности, главного художника Москвы Игоря Воскресенского. Столь же неожиданно председатель поддержал выступление Алексея Клименко, разругавшего московский Комитет по культуре и Художественный совет, которые занимаются обликом города, не имея в своем штате профессиональных искусствоведов. Ресин согласился с Клименко в том, чтобы в эти органы необходимо привлечь «художников и университеты». В итоге концепцию рекламного оформления снова отложили. Со словами «Давайте за Москву бороться!» Ресин закончил дискуссию, пообещав вернуться к этой теме по итогам первого полугодия 2011 года.

Следом председатель совета разрешил еще один крупный градостроительный скандал последних недель, разгоревшийся вокруг строительства апарт-отеля по адресу М. Козихинсий переулок, 11. Жители Патриарших прудов, уже имеющие опыт борьбы с попытками очередного уплотнения, на этот раз не остановились даже перед известным режиссером Никитой Михалковым, по совместительству возглавляющим строительную компанию «Тритэ», которая в августе этого года снесла старое 4-этажное здание и приступила к возведению на его месте 6-этажной гостиницы с двумя подземными уровнями. На прошлой неделе жители в очередной раз перекрыли доступ строительной технике, за что некоторых их них, в том числе известную актрису Татьяну Догилеву, забрали в милицию.

По мнению Александра Кузьмина, первое, что в данной ситуации необходимо сделать, это удовлетворить требования жителей и провести мониторинг состояния фундаментов соседних домов. С самим же проектом отеля, по мнению главного архитектора Москвы, все в порядке. Эту гостиницу еще в 2004 году спроектировал Алексей Воронцов в неоклассическом стиле, украсив главный фасад большой палладианской аркой. У жителей и у большинства членов совета вопросов к проекту, действительно, не было, тем более что в 2008 году он получил все необходимые согласования, в том числе и Москомархитектуры. Правда, Александр Кудрявцев и Юрий Григорьев попробовали призвать архитектора к некоторой корректировке архитектурного решения этого комплекса, однако Алексей Воронцов был непреклонен: проект находится в стадии строительства, и сейчас менять в нем что-либо уже поздно.

Беспокойство жителей вызывает, главным образом, состояние подвалов их собственных домов, в которых на настоящий момент стоит вода и появились трещины. По мнению представителя заказчика, эти опасения преувеличены – это доказал недавно проведенный мониторинг. Фирма, кроме того, пошла навстречу митингующим и заказала дополнительную экспертизу в НИЦ «Тоннели и метрополитены». Эти исследования еще ведутся, однако стройку на их время прерывать никто не собирается. Владимир Ресин со своей стороны с этим согласился, заметив, что строительство, наоборот, надо форсировать, чтобы быстрей закончить и не нервировать местных жителей. В то же время он заверил обитателей района, что готов в любой момент остановить проект, если застройщик не выполнит своих обещаний по экспертизе.

Принципиальным назвал Ресин и вопрос о переуплотнении района Патриарших прудов, призвав чиновников и специалистов в самое ближайшее время собраться для обсуждения дальнейшей стратегии развития знаменитых «Патриков». Не исключено, считает председатель Общественного совета, что на новое строительство в этом районе Москвы будет наложен мораторий.
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. Пример оформления брандмауэров. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. Пример оформления брандмауэров. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Концепция рекламного оформления Москвы в пределах Садового кольца. ГУП «Моспроект-3».
Проект апарт-отеля в М. Козихинском пер., 11. Арх. Алексей Воронцов. Бюро АВ.
Проект апарт-отеля в М. Козихинском пер., 11. Арх. Алексей Воронцов. Бюро АВ.
Проект апарт-отеля в М. Козихинском пер., 11. Арх. Алексей Воронцов. Бюро АВ.
Проект апарт-отеля в М. Козихинском пер., 11. Арх. Алексей Воронцов. Бюро АВ.