Именно это хотелось сказать, глядя на доски, живенько порхающие между деревьями над входом в павильон Чехословакии на венецианской биеннале. Биеннале еще не закончилась, последний день – воскресенье. Вспоминаем о биеннале.
Два года назад павильон Чехословакии был одним из самых далеких от темы – в нем были расставлены холодильники с набором продуктов для разных групп населения, студента, бабушки, тещи… На этот раз чешский павильон оказался одним из заметных, во многом благодаря эффектному входу: доскам как будто бы тесно внутри, и они вырываются наружу. Внутри – действительно, разновидность «пятого измерения». Узенький пинал павильона зрительно раздвинут с помощью зеркал – в зеркала превращены обе боковые стены. Время от времени посетители теряют ориентацию и пытаются пройти их плоскости насквозь. Между зеркалами – мостки второго яруса, на них устроен небольшой зрительный зал.
Эти же мостки - смотровая площадка для взглядов вниз и фотографирования.
И разглядывания экспонатов, похожих на большие ажурные поленницы.
В зеркалах экспонаты удваиваются, кажется, что их много, и в этом (геометрически правильном) лесу постепенно как-то теряешь ориентацию.
Подъем на второй ярус оформлен в виде ажурной круглой башни, которая в масштабе 1:1 воспроизводит кусочек одного из экспонатов.
Доски неструганые, но скреплены замечательными растяжками, чистота и аккуратность исполнения заставляет задуматься о «деревянном хай-теке». От произведений нашего любимого художника Николая Полисского чешские строения, надо признать, отличаются сильно. Они хрупкие и тонкие, но видимо, надежные. Как будто здесь металлические решетки заменили деревянными. И никаких корней и веток, конечно же; только доски, досочки, реечки. Выходит, что наш лэнд-арт почвеннее.
Эту очаровательную сценку мы наблюдали напротив чешского павильона в один из дней превью. Стулья явно чешские... Воистину, люди встречаются.
В этом году строительство деревянных макетов чего-либо в натуральную величину (иногда немного меньше) было исключительно популярно среди национальных павильнов. Это можно понять как буквальный отклик на обещание Седзимы вернуть архитектуру на биеннале - ее таки стали строить прямо в павильонах.
В павильоне Кореи построили кусочек здания, которое планируется соорудить внутри исторического квартала:
Внутри можно устроиться. Забавно, что корейцы сидят по-восточному на полу,
А европейцы - как привыкли. В корейском павильоне эта разница культур особенно заметна.
Макет исторического квартала Чебу-донг 147-1. Очень симпатичный.
В макет встроено то самое здание, которое в натуральную величину (частями) построено в павильоне.
То же самое - макет дома, можно обнаружить в соседнем павильоне Японии. В этом году японский павильон, надо сказать, страшно перенасыщен - толпясь в нем ясно чувствуешь как им мало места на островах. А макет жилой ячейкии из нескольких этажей по-своему выплескивается наружу - внизу, под основным объемом павильона Японии.
Здесь, внизу, есть окошко, в которое можно заглянуть, встав на поставленную скамеечку.
Еще радикальнее тему конструкций внутри павильона и окошек для подглядывания развили румынские архитекторы:
Павильон целиком занят деревянной коробкой с кокетливо наклоненными (так, как будто ее кто-то теребил к руках) углами. Коробка белая, глухая, а дверь, через которую можно войти внутрь, расположена проямо напротив входа в павильон, т.е., чтобы войти в коробку, надо ее обойти хотя бы наполовину. В торцевых стенах проделаны круглые дырочки (прямо итальянские круглые окна), куда все и заглядывают... В дни открытия к дырочкам стояла очередь.
Через окошко видно вот что. Внутри коробка белая, и сверху круглый оккулюс. У входа все время кто-то дежурил, открывал дверь, пропускал одного-двух человек и запирал коробочку на ключ... чтобы не набивались.
Потому что сюжет всей этой истории такой: в Румынии на каждого человека приходится по 94,4 квадратных метра пространства. В коробке, а она площадью ровно столько, должен, по замыслу, находится всего один человек и осмыслять себя в нем. Как его много... Эх, хочу в Румынию!
Идея строительства чего-то большого и деревянного внутри заронула в этом году даже Великую Британию. Здесь построили амфитеатр, подходящий для семинаров, со сложной мотивацией (это сектор трибун Олимпийского стадиона 2012 в Лондоне в масштабе 1:10). Одного взгляда на его конструкцию достаточно, чтобы убедиться - англичане ружья кирпичом не чистют: дерево гладкое, шлифованное, лакированное.
А вот и цветы: на балконе британского павильона высажены растения, характерные для венецианской лагуны:
Цветов, кстати сказать, на биеннале предостаточно (не знаю, может быть теперь, под конец, часть отцвела, но что-то наверняка осталось). Можно подумать, что за самую политкорректную из совреемнных архитектурных тем, за экологию, теперь отвечают напрямую растения, как в срубленном виде (досок), так и в самом натуральном. Греки, например, соорудили внутри своего павильона (опять же деревянную) конструкцию, напоминающую слегка изогнутый дом-корабль на ножках:
Внутри – типичная дача интеллигента: книги (их набор очень, очень показателен, «Классическая архитектура Греции» по-английски; Гомер, Феокрит по-гречески. Не знаю, может быть Адам Смит тоже где-то там примостился под полкой, но я не нашла.
Но что там книги, главное - банки. Баночки, ведерки, семена. Пахнет - замечательно.
Некоторые деревья прорастают сквозь полку.
Но не только греки и англичане выращивают травку - под соседству с Грецией в павильоне бывшем Югославии, а ныне Сербии, для растений постарались на славу. Самые настоящие ростки:
Впрочем, их тут не только выращивают, но и катают на качелях. Людей тоже качают на качелях.
Растения же возят в кастрюльках на велосипедах-многоножках. Очень экологично...
|