В среду в Доме на Брестской в 11-й раз открылась главная и до недавнего времени единственная выставка-конкурс ландшафтной архитектуры «Взгляд из Дома». В ней снова мало что изменилось, вот только работ стало вдове меньше. К счастью, остались лучшие, отчего и экспозиция получилась весьма удачной.
Фото Натальи Коряковской
Нынешняя выставка выглядит на порядок скромнее предыдущих лет – были времена, когда планшеты развешивали тесно и в несколько рядов, что создавало неизбежную экспозиционную кашу. Теперь стенды стоят лишь по краям зала, а часть стен вообще пустует. Не теснятся и коммерческие экспозиции. Такое ощущение, что из всего, что показывали раньше, осталась только половина, что для выставки, может, и лучше. Честно говоря, соорудить что-либо приличное из неуютного пространства вечного недостроя Дома на Брестской почти невозможно. Самое лучшее место в зале с макетом искони занимают коммерческие стенды, планшетам номинантов приходится ютиться в неприспособленном для выставок зале, где раньше проводили общественные советы (потом Юрий Лужков возмутился неухоженностью здания и с тех пор советы проводят в Москомархитектуре), а также в узком коридорчике перед ним. Студентов из года в год помещают на антресоли.
Между тем в этом году у фестиваля появился конкурент – смотр-конкурс, проведенный недавно в Ботаническом саду МГУ Союзом архитекторов и Ассоциацией ландшафтных архитекторов России. В отличие от преимущественно московского фестиваля на Брестской этот, новый, задуман как всероссийский. Хотя пока что региональных участников там оказалось не более, чем на Брестской, да и до масштабов фестиваля с десятилетней историей новый национальный смотр еще не дотянул. Хотя некоторых номинантов двум фестивалям уже приходится делить между собой: кое-кто из участников выставки в Аптекарском огороде переехал на Брестскую – например, проект Земля Олонхо в Якутии или благоустройство усадьбы Люблино. Самое приятное впечатление на нынешней выставке «Крыши дома» производят проекты городского благоустройства, поскольку они, во-первых, перестали теряться в поредевших рядах экспозиции, а во-вторых, в большинстве своем приехали из Белоруссии, а там с ландшафтом, судя по всему, полный порядок. Например, в проекте реконструкции исторического центра Гродно восстановление утраченной исторической среды происходит одновременно с максимальной разгрузкой транспорта в пользу пешеходного движения. А одна из старинных улиц центра превращается в великолепный бульвар с нарядными партерами и фонарями. Другой масштабный проект связан с реконструкцией территории вокруг железнодорожного вокзала в Бресте, где формируется обширная пешеходная зона с новой площадью и фонтаном. Еще один красивый фонтан спроектирован для одного из живописных мест Минска, на берегу реки Свислочь в районе проспекта Победителей.
В остальном региональные проекты представляют собой, главным образом, благоустройство территорий около современных жилых комплексов, как например ЖК «Кристалл» в Казани, здание которого запомнилось еще по каталогу «Качественная архитектура 2010» – своим строгим серым видом, напоминающим Харьковский Госпром. Геометрический ландшафт этот конструктивистский настрой, кстати говоря, очень поддерживает.
«Моспроекты» на этот раз практически не были представлены, за исключением четвертого, с яркой и любопытной работой – Музейно-мемориальным комплексом 35 береговой батареи в Севастополе. Здесь, на территории Старого Херсонеса сохранили свой вид военные укрепления, которые авторы проекта предлагают сделать опорными точками нового экскурсионного маршрута. Рядом с ними возникают пантеон, некрополь, часовня. Также в рамках больших работ «Моспроекта-4» по Тушинскому и Ходынскому парку на выставке представлены симпатичные «модули» парковых порталов, совмещенных с киосками, остановкой и общественными туалетами.
По-видимому, кризис в ландшафтной отрасли миновал, поскольку частные объекты – всевозможные сады и садики, снова затмили своим количеством все остальное. Все они приятны и очень друг на друга похожи. Среди них выделяется план благоустройства бульвара в поселке Жуковка 21, авторы которого разработали общественную территорию в 1 гектар в виде цепочки сменяющих друг друга «зеленых комнат» для разных социальных групп. Весьма необычно выглядят сады посреди леса – были и такие проекты, а также сад в стиле «Средиземноморья» золотого лауреата недавнего национального смотра по Ландшафтной архитектуре Елены Макевниной.
Фестиваль дополнили традиционные инсталляции в зале макета, объединенные темой «Время в саду». А творчество студентов представили дипломные работы выпускников кафедры Ландшафтной архитектуры МАрхИ на тему «Релакс парк». Этот диковинный объект не совсем ясного содержания студенты единодушно представили в виде чего-то ультрасовременного, замысловатого и острого – разглядывать их макеты довольно-таки любопытно. Но еще интереснее представить эти объекты в тех местах, где из предложили разместить авторы – на площади рядом с выходом из метро Таганская кольцевая, парке Коломенское, Сухаревской площади, Аптекарском огороде и даже во дворе самого МАрхИ.
В течение ближайших четырех дней на фестивале пройдет серия мастер-классов по ландшафтному проектированию, а 1 ноября объявят итоги конкурса, которые наверняка не обидят никого – «Крыша дома» из года в год поощряет почти что всех своих участников. Так что конкурс здесь не столь важен, существеннее возможность пообщаться в праздничной обстановке.
Комплексная реконструкция благоустройства исторического центра г. Гродно
Музейно-мемориальный комплекс «35 береговой батареи», Старый Херсонес, г. Севастополь.
Благоустройство придомовой территории ЖК «Кристалл» в Казани.
Порталы в МФК «Тушино» и Ходынский парк.
Концепция благоустройства территории вокзала в Бресте
Участники спецпроекта авторских инсталляций на тему «Время в саду»
«Релакс-Парк. Дворик МАрхИ». Басканова А.Х.
«Релакс-Парк. Останкино». Шевченко С.А.
«Релакс-Парк. Таганская площадь». С. Виноградова.
|