| Австрийский архитектор Херманн Кауфман стал лауреатом международной премии Spirit of Nature Wood Architecture Award. Херманн Кауфман. Фотография: Марина ИгнатушкоЭто сравнительно молодая архитектурная премия, составляющая 40 000 евро, учреждена Лесным фондом Финляндии для поощрения авторов и коллективов, в чьих работах дерево является основным материалом. Первым десять лет назад был отмечен Ренцо Пьяно, среди лауреатов также — Петер Цумтор, и, как сообщает австрийская пресса, теперь Херманн Кауфман получил признание наравне с мировыми знаменитостями. На торжественной церемонии во Дворце Сибелиуса в Лахти председатель жюри, профессор Матти Раутиола отметил, что архитектура Кауфмана основана на функциональности, точном понимании материала, мастерстве и восхищает гармонией пропорций и деталей…Административно-общественный центр в Лудеше. Здесь расположена мэрия, библиотека, детский сад, ресторан, почта, магазины, залы для общественных мероприятий.  Фотография: Марина Игнатушко
 На самом деле, Кауфман давно снискал профессиональный авторитет в Европе: ежегодно он получает награды за постройки и книги, делает доклады на конференциях, в университетах разных стран выступает в качестве приглашенного профессора, преподает в Мюнхене. Самый известный его объект — Административно-общественный центр в Лудеше — ежегодно посещает больше 150 экскурсий.
 Административно-общественный центр в Лудеше.  Фотография: Марина Игнатушко
 Херманн Кауфман известен как ведущий европейский специалист по строительству из дерева, хотя большинство его проектов реализовано на крайнем западе Австрии, в земле Форарльберг. Деятельность Кауфмана связана с неподдельным личным интересом, который удачно вписался в государственную программу «Дом будущего». В этой стране, как известно, нет своей нефти и газа, и поиски энергетических ресурсов и экономия всегда были актуальны, поэтому одним из решений стало направление в строительстве жилья «пассивный дом». Он основан на той идее, что потреблять бесконечно невозможно: всему есть предел. Поэтому важно было создать такую систему ресурсообеспечения, которая работает с использованием возобновляемых источников энергии и законов физики.
 Административно-общественный центр в Лудеше.  Фотография: Марина Игнатушко
 Исследовательские проекты по изучению системы «пассивный дом» возникали в Америке и Европе с начала 1970-х годов, и Германия стала лидером в этом направлении. В Австрии масштабное строительство подобных домов развивается в последние десятилетия. Хотя европейский стандарт «пассивного дома» включает кирпичные и каменные постройки, австрийцы принципиально строят жилье только из леса. «Пассивный дом» живёт за счёт регенерируемых видов энергии: термальной, солнца, ветра и биомассы (отходов сельского хозяйства и деревообработки). Ограждающие конструкции такой постройки имеют высокую степень теплоизоляции. Это дом с малым энергопотреблением — 10-15% от стандартных затрат на подобное по габаритам здание.
 Экономия собирается из деталей: например, оконные рамы — только деревянные. В оконных проемах устанавливают двухкамерные стеклопакеты с закачанным аргоном, которым у нас чаще всего пренебрегают. «Сэндвичи» готовят с машиностроительной точностью: на строительной площадке «коробка» встает без зазоров. В качестве утеплителя применяют исключительно природные материалы: мох, целлюлозу, овечью шерсть — без химической обработки, но тщательно промытые и высушенные. В таком доме устанавливают солнечные накопительные батареи — солнечные коллекторы и фотоэлементы, саморегулирующуюся систему приточно-вытяжной вентиляции с повторным использованием тепла, глубинные теплонасосы.
 Административно-общественный центр в Лудеше.  Фотография: бюро Кауфмана
 Именно так построен из местной лиственницы административно-общественный центр в небольшом городке Лудеш. Комплекс составляют три прямоугольных двухэтажных здания, поставленные на общий подвальный этаж и имеющие общее бесчердачное перекрытие. Курдонер — под полупрозрачной кровлей из модулей с фотоэлементами: полученного от них электричества хватает комплексу и даже соседним зданиям.
 Жилой комплекс «Мюльвег» в Вене по проекту бюро Кауфмана был признан лучшим деревянным сооружением года в Австрии. Комплекс из пяти деревянных домов, опять же — на общем бетонном подиуме, возведен среди сложившейся застройки 1960-х годов. Простые формы оживляет игра светотени на плоскостях фасадов, поддержанная интенсивной окраской солнцезащитных ставень.
 Административно-общественный центр в Лудеше.  Фотография: Марина Игнатушко  
 Конечно, об энергосбережении заботиться в Австрии и частный заказчик. Один из примеров — индивидуальный дом в городке Фрастанц — минималистский объект для элегантной жизни на природе. Но и из древесины в Форарльберге строят не только жилье и общественные здания. Производственно-складской комплекс «Вельдерхаус» вблизи Брегенца включает столярную мастерскую, склад готовой продукции, магазин и офисы. Ленточное остекление опоясывает здания по периметру, а фасады вертикально обшиты вагонкой. Полуарочные перекрытия между корпусами добавляют воздуха и лёгкости. Никаких композиционных ухищрений, эффект сводится к гармонии линий и материала с природным окружением и пространством.
 Клуб альпинистов. Гинцлинг.  Фотография: бюро Кауфмана
 …Дважды удалось побывать в Форарльберге и свозить туда любознательных архитекторов, и среди всего многообразия впечатлений дом самого Херманна Кауфмана остался в памяти яркой вехой. И тёплой. Это длинный стеклянно-деревянный «брусок»: дом и офис одновременно. На первом этаже — бюро, на втором — квартиры сотрудников. Второй этаж консольно нависает над окнами первого: с южной стороны, со двора, выступ значительный — квартиры выходят на открытые террасы. Выносные лестничные клетки обернуты баннерной сеткой, на площадке – две квартиры. Планировка — почти анфиладная: большое пространство делится по длине невысокой деревянной перегородкой и матовым стеклом на две части: прихожая, кухня, ванная. Вторая его часть остается свободной, зонированной мебелью на кабинет, гостиную и диванную. В конце — вторая комната – спальня. В офисе под потолком висят плиты с прессованным сеном, по деревянному полу сотрудники летом ходят босиком. Фасады здания обшиты клееной фанерой, которая за десять лет, конечно, сильно поседела. Однако это не смущает архитектора Кауфмана. В этой части Австрии, куда не долетали имперские амбиции, жизнь людей всегда определялась чувством здорового практицизма. Один из принципов «пассивного дома» — легкая сменяемость любой части конструкции, так, чтобы изношенная деталь могла быть утилизована без причинения вреда природе. Кроме того, любоваться можно не только глянцем. Немало эстетического удовольствия в наблюдении за тем, как объекты красиво стареют.
 Клуб альпинистов. Гинцлинг. Фрагмент.  Фотография: бюро Кауфмана
 Мы спросили тогда Херманна Кауфмана, что он сам про это думает:
 — Если деревянный фасад вымок и выцвел (а мы не будем его красить, потому что договорились не использовать химические вещества!), значит, он приобрёл свое лицо – естественное, не нуждающееся в оценках со стороны. Все зависит от отношения. В таком доме комфортно, комфортно уже от осознания того, что не наносишь вреда природе и своему здоровью.
 — Но, согласитесь, в эпоху глобальной урбанизации предпочтение пока отдается другим домам.
 Жилой комплекс «Мюльвег». Вена.  Фотография: бюро Кауфмана— Да, повсюду старые дома безжалостно сносят, чтобы возвести новые, на место которым завтра придут еще более новые… Это очень затратно. За чей счет? Во имя чего? Если это просто красивый эксперимент с формами, технологиями и материалами, то важно понять, в чем его глобальный смысл? Ну не только ведь в утверждении своего превосходства?... Это прямо какие-то Олимпийские игры! Пусть кто-то ставит рекорды в беге, но для большинства людей важно испытывать ежедневное счастье от спокойной ходьбы. Авторы текста: Марина Игнатушко, Наталья Кляйст.  Авторы и правообладатели представленных фотографий: Марина Игнатушко, бюро Architekten Hermann Kaufmann, Надежда Щема, Юлия Назаренко.   Частный дом в Фрастанце, земля Форарльберг.  Фотография: бюро КауфманаКонцертный зал для международного фестиваля «Шубертиада». Шварценберг.  Фотография: Юлия НазаренкоРеконструкция жилого дома XVIII века под ресторан и гостиницу. Шварценберг. Фотография: бюро Кауфмана |