Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.05.2010

Модернизация – это по-русски?

Наталья Коряковская

Помимо экспозиций и кураторских проектов, Вторая Московская биеннале архитектуры предложила развернутую программу дискуссий и выступлений. Лекции и презентации не только стали хорошим дополнением к посланию, адресованному куратором Бартом Голдхоорном современным российским архитекторам, но и во многом прояснили его содержание.

САМАРА: МЕТОДИКА РЕНОВАЦИИ РЕГУЛЯРНОГО КВАРТАЛА ИСТОРИЧЕСКОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА. АБ Остоженка. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города»
САМАРА: МЕТОДИКА РЕНОВАЦИИ РЕГУЛЯРНОГО КВАРТАЛА ИСТОРИЧЕСКОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА. АБ Остоженка. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города»

«Разговорную» часть программы биеннале составили многочисленные лекции и мастер-классы (как звезд мировой архитектуры, вроде Рема Колхааса и Питера Айзенмана, так и представителей компаний-производителей и застройщиков), а также дискуссии, своим размахом и тематикой порой больше напоминавшие научные конференции.  Так, 28 мая Клуб немецких архитекторов и инженеров (KDAI) провел круглый стол на тему «Перестройка: к устойчивой архитектуре и планированию городской застройки», а 29 мая состоялась организованная журналом «Проект Россия» дискуссия «Будущее мегаполиса», в которой приняли участие французские градостроители.

Как известно, главной темой биеннале стала модернизация – квартиры, дома, квартала, города и ландшафта между мегаполисами, и именно логикой «от частного к общему» руководствовались кураторы, формируя ее экспозицию. Но в дискуссиях подобной преемственности масштаба не получилось – говорили обо всем и сразу, а лейтмотивом любого обсуждения неизменно становились сожаления о том, что Россия пока, увы, бесконечно далека от гуманистических трендов западной архитектуры. Конечно, понятно, что вот так взять и одним махом перепрыгнуть в мир sustainability у нас вряд ли получится, но постепенно приблизиться к тому, что уже является реальной практикой для Европы, мы можем, и проще всего сделать это именно с помощью постоянного обмена опытом и упражнений на заданную тему. И в этом смысле куратора Барта Голдхоорна за его настойчивый, повторяющийся из года в год вопрос «Как жить?» можно только поблагодарить.

Ресурсы города и их разумное использование стали одной из самых главных тем нынешней биеннале. Этот вопрос так или иначе изучали практически все некоммерческие проекты, начиная с Пермской экспозиции и заканчивая студенческими работами. На примере Дубны и Черняховска молодые архитекторы показали нетривиальные и, что самое главное, реализуемые сценарии возрождения малых городов России. И если ключ к реновации Дубны авторы видят в  некогда процветавшей, а теперь изрядно забытой сети велосипедных маршрутов, то «генокодом» Черняховска, расположенного в Калининградской области, является историческая застройка – жилые дома и массивы, выстроенные в 1920-е годы по проектам знаменитого немецкого архитектора Ханса Шаруна. Той же теме был посвящен и уже не раз упомянутый проект «Крапивна: Воскресение», в рамках которого студенты под руководством Евгения Асса разработали комплексную стратегию возрождения города и его включения в активную социокультурную жизнь. Интересно, что была продумана и экономическая сторона вопроса – студенты предложили развивать бренд «Толстой» (писатель одно время работал в местном земстве), а также местный завод по производству наливок. Презентация этого проекта, которую проводил сам Евгений Викторович, собрала очень много зрителей. Трогательные в своей простоте и сдержанности объекты никого не оставили равнодушным. А Евгений Асс признался, что считает подобный результат наиболее значимым – по его словам, создание незамысловатой на вид «новой провинциальной архитектуры» современным  студентам дается куда труднее, чем, скажем, проектирование аэропорта. Сложившуюся ткань исторических кварталов как основной ресурс для модернизации города использовали и архитекторы АБ «Остоженка». Как рассказал на презентации проекта Андрей Гнездилов, в качестве модуля они рассматривали парцелл или ячейку исторического домовладения, границами которого, как правило, выступают брандмауэрные стены. Для каждой из ячеек архитекторы разработали свой набор вариантов уплотнительной застройки, сохраняющей существующий масштаб и характер среды.

Все эти проекты выполнены в русле европейской градостроительной логики, однако по поводу их реализации куратор никаких иллюзий не питает. На одном из круглых столов Барт Голдхоорн прямо заявил, что sustainability – хоть и модная, но, мягко говоря, пока совсем не русская тема. Можно ли внушить российскому застройщику, что качественная и энергосберегающая архитектура в долгосрочной перспективе куда выгоднее, чем все то, что сегодня возводится в наших городах? И если да, то как это сделать? Сам Барт Голдхоорн признает только социальную ответственность и отрицает всяческие законодательные принуждения – он убежден, что последние если и могут к чему-то привести, то только к ограничению творческой свободы архитектора. Что ж, еще каких-то пара десятилетий, и менталитет девелопера неизбежно эволюционирует, и, возможно, действительно в лучшую сторону. Куратора, кстати, столь долгие сроки совсем не смущают – в России в свое время не прижилась биоморфная архитектура, и это, на взгляд Голдхоорна, пошло ей только на пользу. Сейчас не очень приживается «устойчивая» – и это тоже неплохо, потому что пока ее воспринимают в нашей стране как, в первую очередь, навороченные эко-здания. Гораздо же важнее, если на данном этапе инвестор поймет такие простые вещи, как целесообразность строительства низкоэтажного жилья и создания уютных внутренних двориков. Качественная среда обитания по определению не должна стоить дорого, и именно это убедительно доказали как экспозиции нынешней биеннале, так и прошедшие в ее рамках дискуссии.
КРАПИВНА 010: ВОСКРЕСЕНИЕ. Макет. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Рук. Евгений Асс
КРАПИВНА 010: ВОСКРЕСЕНИЕ. Макет. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Рук. Евгений Асс
КРАПИВНА 010: ВОСКРЕСЕНИЕ. Макет. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Рук. Евгений Асс
КРАПИВНА 010: ВОСКРЕСЕНИЕ. Макет. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Рук. Евгений Асс
Дубна DEVELOPMENT. Проект велосипедной инфраструктуры. Кураторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов / АБ ПРАКТИКА. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Велосипедная парковка
Дубна DEVELOPMENT. Проект велосипедной инфраструктуры. Кураторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов / АБ ПРАКТИКА. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города». Велосипедная парковка
Дубна DEVELOPMENT. Проект велосипедной инфраструктуры. Кураторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов / АБ ПРАКТИКА. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города»
Дубна DEVELOPMENT. Проект велосипедной инфраструктуры. Кураторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов / АБ ПРАКТИКА. Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города»
«НОВОЕ В НОВОМ». Куратор: Елена Гонсалес
Организатор: Ведис Групп / Молодежное Объединение Союза Московских Архитекторов
«НОВОЕ В НОВОМ». Куратор: Елена Гонсалес Организатор: Ведис Групп / Молодежное Объединение Союза Московских Архитекторов
Проект «ИНСТЕРГОД». Возрождение г. Черняховска.
Проект «ИНСТЕРГОД». Возрождение г. Черняховска.