Еще один репортаж об экспозиции второго этажа, где коммерческая экспозиция объединена с подробным рассказом о проектах переустройства Перми и российскими проектами, посвященными переустройству городов, как утопическими, так и не слишком.
На втором этаже Арх Москва расположилась во многом как всегда. В самом центре, среди больших стендов коммерческой экспозиции – стенд компании «Мир паркета», сделанный Владом Савинкиным и Владимиром Кузьминым. Это такая большая черно-белая мишень, и находится она с самой середине Арх Москвы, почти как Пуп земли в Дельфах. Замысел дизайнеров – простой и понятный, но красивый, и можно подумать, что вся остальная эскпозиция расходится от этой мишени кругами; за такой стенд следовало бы взять двойную цену, сразу понятно, кто тут главный.
Но начинается второй этаж не с мишени, а с подробной демонстрации проектов обустройства Перми, которые стали на этой выставке самым реалистичным из российских ответов на заявленную куратором тему биеннале.
Иными словами, Пермь сейчас единственный город, в котором принят в качестве руководства к действию прогрессивный генплан (точнее, мастер-план), разработанный роттердамским бюро KCAP. Полный текст концепции в виде толстой книги в красной обложке ее автор Кес Кристиансе торжественно вручил мэру Перми Игорю Шубину и губернатору края Олегу Чиркунову на пресс-конференции перед открытием выставки.
Основные положения генплана Перми представлены на длинном стенде слева от входа; их действительно интересно читать. Одна из важных идей – так называемое уплотнение города, тема, которую обсуждали и в четверг на «Завтраке архитектора» (см. предыдущий материал ленты). KCAP предлагает застраивать лакуны внутри города не слишком высокими домами – таким образом город должен будет представлять собой не башни среди пустырей, а нечто равномерно наполненное жильем. Другая важная идея – смешение функций: вместо города, где все в одном месте работают, а в другом живут, и полдня тратят на дорогу, предлагается смешивать жилье, офисы и места отдыха как внутри кварталов, так и в отдельных домах. Другие пункты пермской программы более понятны и – теоретически, во всяком случае, привычны: зелень, общественный транспорт и проч. Любопытен предложенный «запрет бессистемного строительства на берегах Камы».
В остальном зал заполнен макетами. В центре – коллекция проектов участников конкурса на реконструкцию Речного вокзала Перми. Жаль только, что макеты не подписаны; впрочем, про Пермь все подробно изложено в новом номере журнала «Проект Россия», презентация которого прошла в этом зале в день открытия Арх Москвы. В первом ряду справа - McAslan+Partners, во втором ряду справа - Sauerbruch Hutton, слева - бюро Александра Бродского, в третьем ряду справа KPF, слева - CassonMann LTD. На первом плане картинки вовсе не проект реконструкции Речного вокзала бюро Меганом, который был шестым участником конкурса и выиграл его во втором туре, а дипломный проект МАрхИ, сделанный под руководством Антона Мосина и Стаса Кириченко: «Территория устойчивого развития в городе Пермь», как явствует из подписи.
А вот и он – проект-победитель от бюро Проект Меганом. Сохраняемая оболочка вокзала подвешена на веревочках, а реконструируемая середина стоит на макете.
Прямо при входе в зал подробно показана концепция реконструкции пермского квартала номер 179, от того же бюро KCAP, которое сделало и весь мастер-план развития города. Вероятно, это приятно – работать по собственному мастер-плану.
Рядом – яркий и привлекательный, макет Пермского культурного центра, наследник самого первого громкого конкурса на здание Пермской художественной галереи. Как известно, тогда победило два проекта, Бориса Бернаскони и Валерио Олжиати; в дальнейшем конкурс заглох, но пермское руководство предложило Бернаскони перенести проект в другое место на берегу реки и доработать его для нового участка. Эта новая реинкарнация и показана на выставке в виде блока из радужно-разноцветного пластика.
Далее, ближе ко входу в конференц-зал, россыпь макетов конкурса на реконструкцию Пермского театра, результаты которого были объявлены весной. Победитель, как известно – Дэвид Чипперфильд. Его проект на первом плане.
Он же, проект Чипперфильда, с другой стороны. Это самый лаконичный макет на выставке. Вдали - макет конкурсного проекта Neutelings Riedijk Architecten, красивый макет (в стенах прорезаны крошечные светящиеся фигурки балерин), но не победитель.
На первом плане - проект Сергея Скуратова, о котором мы подробно писали, на дальнем - Henning Larsen Architects.
Проект лондонского бюро PLP. Его главная «фишка» - блестящая сцена под прозрачным куполом.
Проект тоже британского бюро Avery Associates Architects.
Ну, а после разглядывания пермских макетов мы попадаем в главный второго этажа. Пареляция здесь как и всегда - при входе архитектурные бюро, слева коммерческие стенды. Вторых больше, потому что первых меньше. Прямо перед входом увитый пластиковым плющом черный ящик. MO..OW Design.
Справа другой ящик, еще более черный - представляет самую звездную лекцию Арх Москвы, традиционно организуемую журналом AD. Она состоялась сегодня утром, в Москву приезжал Питер Айзенман. Многие архитекторы сдались и не стали участвовать в Арх Москве, но многие и остались. Правее Айзенмана стенд бюро Юрия Виссарионова, на том же месте, что и всегда.
В черный ящик Айзенмана можно зайти – внутри святятся разноцветные линии, на стенах, на потолке и на полу. А дизайн его делали Никита Токарев и Арсений Леонович (PANACOM), верные и преданные участники некоммерческой части Арх Москвы, которые из года в год устраивают на выставке что-нибудь эдакое (вспомнить хотя бы множество разнообразных проектов, сделанных ими для «Триумфальной марки»). Но в этом году их авторство, к сожалению, не слишком очевидно указано при «черном ящике» звезды.
Архитектор Юрий Виссарионов представляет свой стенд журналистам.
Слева от входа растворился в пространстве стенд победителя программы NEXT Арх Москвы прошлого года Федора Дубинникова (студия MEL). Места ему выделили меньше, чем «взрослому» архитектору года, и к тому же в коммерческой части выставки. Архитектор отгородился от коммерции зеркалом; получилось любопытно, но многие проходят мимо. Вероятно, так и задумано, кому надо – найдет. С противоположной стороны зеркала удобная лестница, по принципу амфитеатра, можно сидеть и смотреть видеопроекцию. Определенно не зря этот молодой архитектор стал ожиданием года; не проходите мимо.
Посередине стенд Московского архитектурного общества (МАО). По площади значительно меньше, в прошлом году они арендовали пугающе гигантское пространство. Но зато в центре и можно покрутить архитекторов. Дети в восторге.
Рядом стенд Цимайло, Ляшенко & Партнеры, объект набран из белых кирпичей, похожих на те, из которых состоят подставки всех макетов в части биеннале. Но лаконичен.
Это не стенд, а «специальная экспозиция» Changing the face (название перекликается с facelift на первом этаже, тема та же, в унисон «перестройке», модернизация панельных зданий. Но только здесь вместо картонных коробок прозрачные пленки, видимо, это указывает на эфемерность всей затеи в наших условиях? Среди участников мастерская Сергея Киселева, бюро А. Асадова, «Витрувий и сыновья» и др. Есть интересные работы, но из-за красивого концептуального дизайна разглядеть содержание трудновато. Хороший проект, но многие пройдут мимо, приняв за очередную рекламу кориана.
Вот, например, забавный вариант украшения панельного дома.
А кориан-то на самом деле с другой стороны, и тоже на своем старом месте и опять же дизайн стенда делали Савинкин и Кузьмин. Многие вещи на Арх Москве не меняются, демонстрируя здоровый традиционализм, так украшающий любое коммерческое предприятие...
Продолжение следует.
|