В воскресенье, 9 мая скончался Сергей Киселев, один из самых известных московских архитекторов.
Сергей Киселев был удивительным человеком. По всеобщему признанию – лидер, звезда, мастер своего дела, один из первых независимых архитекторов, достигших успеха еще в 1990е, задолго до всякого строительного бума. Казалось, что он работал сутками, без перерыва, постоянно и везде успевая: на архитектурный совет, в союз архитекторов, и до полуночи – в мастерской. К его дельным и точным выступлениям прислушивались, его постройки нравились коллегам, девелоперам и критикам, которые неизменно называли его имя в десятке лучших российских архитекторов.
При несомненном профессиональном успехе, Сергей Киселев был совершенно чужд «звездного» поведения – давая множество интервью, мало говорил о себе, больше о мастерской, всячески подчеркивая «мы» вместо «я» и настаивая на том, чтобы слово «Партнеры» в названии было написано с большой буквы. Поразительно, но немодные по нашим временам слова: скромность, честность, порядочность – по отношению к Сергею Киселеву совершенно не выглядели затертыми. Он не работал с государственными заказами. Он делал все возможное для заказчика, но не поступался интересами города. Он стремился к точности и ясности во всем – в словах, в деловых взаимоотношениях, и в архитектуре.
Потому что архитектура мастерской Сергея Киселева это на самом деле зеркало его жизненной позиции в очень многих вещах. Киселев не стремился к самовозвеличиванию, и в работах его архитектурной компании можно различить много разных почерков – что не в малой степени говорит о том, что работать под его началом вероятно было комфортно для многих авторов. Но Киселев считал необходимым работать в рамках общих правил, и все проекты компании наделены общностью, которая делает почерк узнаваемым. Так что хотя Сергей Киселев всегда тщательно очерчивал степень своего участия в каждом конкретном проекте, он не был «только» организатором. Те черты, которые придают общность проектам мастерской: адекватность используемых средств поставленной цели, ясность замысла и чистота форм, простота без упрощения, – вместе создают образы спокойные и не чуждые сдержанного благородства – того качества, которое лучше всего передается словом интеллигентность.
Не хочется верить, что Сергея Киселева больше нет. Невозможно говорить про этого деятельного, энергичного, всегда доброжелательного человека – «был»; настолько нелепа и неожиданна эта внезапная смерть.
Гражданская панихида – в пятницу, 14 мая, начало в 10:00 в Центральном Доме архитектора (Москва, Гранатный пер., дом 9).
|