Главной темой второй половины марта для профессиональной прессы стало участие России в двух важнейших международных мероприятиях – Всемирной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае и Международной архитектурной биеннале в Венеции. Не меньший ажиотаж вызвали анонсированные московскими властями планы по реконструкции существующих станций метро и строительству новых. Об этом и о многом другом читайте в нашем обзоре прессы второй половины марта.
Павильон России на выставке в Шанхае. фото: http://www.expo2010-russia.ru/
Скоро, через полтора месяца, в Шанхае открывается Всемирная выставка ЭКСПО-2010. Впервые после длительного перерыва Россия строит на выставке собственный павильон (по проекту Левона Айрапетова), и это событие стало предметом напряженных дискуссий внутри страны и легкого недоумения китайцев. Архитектура павильона, к слову сказать довольно-таки симпатичная, особенных вопросов не вызывает, хотя многие страны строят из актуальных экологических материалов, а мы – почему-то нет. Основной предмет споров неархитектурный – состав эспозиции, а предмет недоумения – символ российского павильона, Незнайка из детских книжек, чье замечательное имя на китайский язык адекватно не переводится. Об этом рассказывает журнал «Огонек».
С подготовкой к архитектурной биеннале в Венеции, которая стартует в конце августа, дело обстоит судя по всему, лучше. Напомним, что за нашу экспозицию в Венеции в этом году отвечают Григорий Ревзин, Павел Хорошилов и Сергей Чобан. Правда, прессу это событие пока что не очень-то интересует, – на состоявшуюся в начале марта пресс-конференцию с почти что двухнедельным опозданием откликнулись всего три «бумажных» издания. Газета «Коммерсантъ» подробно рассказала о сути проекта, газета «Культура» опубликовала интервью с Сергеем Чобаном, а «Российская газета» попросила рассказать о проекте Олега Меньшикова, мэра города Вышний Волочок, который выбран в качестве плацдарма для проектирования.
Тему церковной реституции, обострившуюся после январской инициативы премьера Путина, за прошедшие три месяца в прессе обсуждали рекордно мало, если учесть, насколько она важна для сохранения памятников и для общества в целом. Сотрудники (в том числе и директора) музеев писали открытые письма президенту и патриарху, ведомства вяло отвечали, и начинало уже складываться такое ощущение, что оставшиеся ценности так и отдадут по-тихому. Но нет, в марте о проблемах реституции заговорили как будто бы громче. Следует особо отметить замечательно информативное интервью уважаемого профессора-византиниста Ольги Сигизмундовны Поповой и блестящую статью Григория Ревзина. Из этих статей можно, в частности, узнать подробности истории с иконой Боголюбской Богоматери, не так давно загубленной по недосмотру в Княгинином монастыре Владимира; о том, что значительная часть церковного имущества до 1917 года находилась на балансе государства; о том, что в церковном обиходе в большинстве случаев новые копии заменяли древние подлинники, и многие другие вещи, которые, определенно, обществу следует осмыслить прежде, чем принимать новый закон.
В марте Россию посетил целый ряд иностранных архитекторов. Автор самых больших в мире надувных инсталляций французский архитектор Ксавье Жюйо прочитал лекцию московским студентам, а его соотечественник Филипп Нис, преподаватель университета Париж 8 и архитектурных школ Версаля и Ля Вилетт побывал в Новосибирске. О выступлении Жюйо рассказал телеканал «Вести», а визит Филиппа Ниса подробно осветил портал «НГС новости». Впрочем, самым весомым и значимым оказалось выступление лорда Фостера, который нашу страну не навещал, но направил властям Москвы открытое письмо с призывом спасти московскую Шуховскую башню. Письмо опубликовали Фонд башни и РИА Новости.
Московские власти не спешат отвечать лорду Фостеру. Зато принято решение о воссоздании «с нуля» другого, куда более древнего памятника – столичная мэрия согласилась с предложением Московского патриархата заново построить на Арбате храм св. Николая Явленного, который был разрушен в 1931 году. О возможности такого восстановления рассуждает Рустам Рахматуллин на страницах газеты «Известия». Вслед за Москвой воссозданиями охотно занимаются и другие города России. Так, в Екатеринбурге принято решение восстановить в районе нынешней Площади Труда Екатерининский храм XVII века, взорванный в 1930-е г. Как сообщает портал «АПИ-новости», эта идея не так давно обсуждалась на градостроительном совете, и эксперты пришли к неутешительному выводу: мало того, что храм окажется в окружении конструктивистских построек, так еще и «съест» большую зеленую зону.
Еще одна история воссоздания недавно завершилась в Петербурге, где на углу Невского проспекта и площади Восстания компания «Стокманн» построила торговый комплекс, якобы воссоздавая находвшееся на этом месте историческое здание. Вместо разрешенных регламентом 28 метров новый объем вырос до 35-ти, а от исторических пропорций в нем не осталось почти ничего. Подробнее об этой истории рассказывают «Росбалт» и «Фонтанка».
Еще об одном, когда-то очень известном, московском памятнике, вспомнил Рустам Рахматуллин в «Известиях». 20 лет назад, в конце 1980-х, жители московского района Немецкой слободы безуспешно боролись против строительства корпусов завода НИИТП вокруг единственных палат XVII века, сохранившихся в этом районе – так называемых «палат Анны Монс» (а на самом деле дома Ван дер Гульстов). Палаты обстроили, доступ к ним закрыли, это была одна из последних перестроечных неудач защитников московского наследия. В 1990-е о палатах все (или почти все) забыли; так вот, вспомнив об этой давней истории, Рахматуллин констатирует: построенный завод уже давно не работает, судя по всему, он так толком никому и не пригодился, а во внутреннем дворе позднесоветской руины столь же забытыми оказались и легендарные палаты.
Впрочем, в свете приближающегося юбилея Московского метрополитена (15 мая он отметит свое 75-летие) столичные власти направили большую часть своего внимания на подземное строительство. В прессе уже появились отчеты о завершении реставрационных работ на двух самых красивых сталинских станциях – «Маяковской» и «Площади Революции». Как пишут «Известия», завершение восстановления станции «Маяковская», которую не перестают затоплять грунтовые воды, вероятно будет сопровождаться авралом. С «Площадью революции» спокойнее – к концу марта будет открыт восточный вестибюль, исторический облик которого после реконструкции останется прежним, пишет «Московская перспектива». Кроме того, городские власти собираются развернуть поистине олимпийские темпы метростроения. В плане, утвержденном мэром на период с 2012 года, в Москве должно появиться около десятка новых станций. Причем речь идет не только о продлении линий, но и достройке законсервированных ранее объектов, например, таких, как станция «Спартак», частично построенная под аэродромом Тушино еще в 1975 году. Подробно об этом рассказывают «Коммерсантъ», «Известия» и Газета.ру.
Интересно, что средств на метрострой при этом выделено на треть меньше, чем в прошлом году, и Москва впервые осталась без поддержки федерального бюджета. Впрочем, скромность реальных ресурсов никогда не мешала строить «планов громадье». Жаль только, что одними планами сыт не будешь и международный престиж державы ими также не укрепишь.