Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.03.2010

«Архстояние 2010»: лесная литургия на Угре

Наталья Коряковская

17 марта в Центральном доме архитекторов состоялась презентация летнего фестиваля «Архстояние 2010», который в этом году обрел нового куратора в лице известного художника Олега Кулика. Лидер московского концептуализма обещает превратить «Архстояние» в «синтетическое действо всех артелей» – художников, архитекторов, музыкантов. Именно поэтому тема нынешнего года сформулирована им как «Лесная литургия. Девять муз лабиринта».

Запах свежего сена, вязанки в качестве посадочных мест и прилипшие к одежде гостей презентации соломинки не оставили сомнения в том, что в фойе Дома архитекторов собрались участники и поклонники «Архстояния». А на несколько минут, когда погас свет и появились персонажи «Крестьянского цикла» К.Малевича с коромыслами, на концах которых раскачивались стеклянные банки с зажженными свечами внутри, воспоминания о летних ночах в Николо-Ленивце словно вновь стали реальностью.

В этом году фестиваль пройдет 24 и 25 июля. Место встречи прежнее – деревня Николо-Ленивец, а вот содержание обещает во многом измениться. Напомним, что все предыдущие годы главным мифотворцем «Архстояния» был художник Николай Полисский: в 1999 году он купил в Николо-Ленивце дом и территорию вокруг него стал постепенно превращать в огромный ландшафтный парк (сегодня площадь этой экспериментальной арт-площадки насчитывает почти 50 га). Бесхитростное и искреннее «рукоделание» Полисского, призывавшее к созерцанию природы и активному диалогу с ней, было охотно подхвачено московским архитектурным цехом, и в Николу стали ежегодно стекаться десятки проектировщиков. До нынешнего года «Архстояние» и было преимущественно просто местом веселых архитектурных тусовок, оставлявших после себя не менее остроумные постройки из дерева, лозы и сена. Новому куратору, однако, кажется, что только этого недостаточно. В эпоху, когда «человек выходит на новый этап потери себя», Кулик истинную задачу «Архстояния» видит в сознательном возвращении к истокам. «Искусство может попытаться запустить процесс постижения человеком мира – снова. Современного мира. Современным человеком. Современное искусство. Превратить массовое сознание в коллективное», – убежден художник. И поэтому «Архстояние 2010» он готовит как  «полет в теле коллективного вдохновения», кульминацией которого станет  медитативный перфоманс, посвященный встрече восхода солнца.

Иными словами, нынешний фестиваль будет не просто демонстрировать произведения лэнд-арта, но вступит в полемику с «приземленностью сложившейся западной традиции этого вида искусства, который развился на волне мощных экологических движений в защиту окружающей среды и стал частью левого движения на Западе». Кулик подчеркивает, что изначальный импульс лэнд-арта, если ориентироваться на Роберта Смитсона и Ричарда Лонга, возник из медитативных практик с одной стороны, и убегания от рынка с другой, а все экологические и политические контексты – это уже наслоения гораздо более позднего времени, от которых теперь пора избавиться. Пространство Николо-Ленивца в концепции куратора обретает сакральность, а все его элементы (рукотворные и нет) становятся частями символического Лабиринта. Осмысление же этого пространства-текста будет происходить в процессе «литургии» – совместном движении-чтении художников и зрителей.

О семантике лабиринтов Кулик сделал небольшой фильм, который был показан в ЦДА. Древний культурный символ, лабиринт предполагает множество толкований, одним из которых, несомненно, является Путь. Поисками личного смысла «Пути» в этом году займутся многие участники фестиваля. Например, Евгений Асс посвятил свой проект 100-летию ухода Льва Толстого из «Ясной Поляны» – именно последний путь, а не смерть писателя Асс считает одним из самым значительных событий истории русской культуры. Асс выкосит прямую полосу посреди луга и не только потому, что граф любил покосить: прямая линия с востока на запад будет символизировать вектор развития русской мысли. «Проект Меганом» собирается сделать почти то же самое, только полоса будет не выкашиваться, а застилаться зеркальными листами, образующими трансцендентную поверхность – то ли пути, то ли границы. В проекте Анатолия Осмоловского «Красная армия» его собственный Путь проложен в лабиринте из блиндажей и траншей времен Второй мировой войны. Переговоры и воспоминания фашистов, некогда воевавших в этих местах против советских солдат, Осмоловский предполагает транслировать через замаскированные в блиндажах колонки. Тему загадочной русской души в некотором смысле развивают и «Синие носы». Художники решили дать «наш ответ Чемберлену»: ровным английским газонам противопоставлен российский березовый лес, в котором будет разыгран матч «абсурдного русского футбола». А архитектор Василий Щетинин в этом году представит «Солнечный круг» – нерукотворный природный Пантеон в долине реки Угры.

Объединенные в концепции Олега Кулика идеей коллективного сотворчества, все эти объекты (в том числе и сохранившиеся с фестивалей прежних лет) образуют единый лабиринт, пройдя который, и участники и посетители «Архстояния 2010» станут ближе к природе и пониманию гармонии вселенной. По крайней мере, куратор на это очень рассчитывает.
Фотографии Натальи Коряковской
Фотографии Натальи Коряковской
Олег Кулик
Олег Кулик
А. Осмоловский. «Красная армия»
А. Осмоловский. «Красная армия»
В. Щетинин. «Солнечный круг».
В. Щетинин. «Солнечный круг».
Сергей Орлов. «Саркофаг – Анти Зиккурат»
Сергей Орлов. «Саркофаг – Анти Зиккурат»
Проект Меганом. «Зеркало»
Проект Меганом. «Зеркало»