17 марта в Центральном доме архитекторов состоялась презентация летнего фестиваля «Архстояние 2010», который в этом году обрел нового куратора в лице известного художника Олега Кулика. Лидер московского концептуализма обещает превратить «Архстояние» в «синтетическое действо всех артелей» – художников, архитекторов, музыкантов. Именно поэтому тема нынешнего года сформулирована им как «Лесная литургия. Девять муз лабиринта».
Запах свежего сена, вязанки в качестве посадочных мест и прилипшие к одежде гостей презентации соломинки не оставили сомнения в том, что в фойе Дома архитекторов собрались участники и поклонники «Архстояния». А на несколько минут, когда погас свет и появились персонажи «Крестьянского цикла» К.Малевича с коромыслами, на концах которых раскачивались стеклянные банки с зажженными свечами внутри, воспоминания о летних ночах в Николо-Ленивце словно вновь стали реальностью.
В этом году фестиваль пройдет 24 и 25 июля. Место встречи прежнее – деревня Николо-Ленивец, а вот содержание обещает во многом измениться. Напомним, что все предыдущие годы главным мифотворцем «Архстояния» был художник Николай Полисский: в 1999 году он купил в Николо-Ленивце дом и территорию вокруг него стал постепенно превращать в огромный ландшафтный парк (сегодня площадь этой экспериментальной арт-площадки насчитывает почти 50 га). Бесхитростное и искреннее «рукоделание» Полисского, призывавшее к созерцанию природы и активному диалогу с ней, было охотно подхвачено московским архитектурным цехом, и в Николу стали ежегодно стекаться десятки проектировщиков. До нынешнего года «Архстояние» и было преимущественно просто местом веселых архитектурных тусовок, оставлявших после себя не менее остроумные постройки из дерева, лозы и сена. Новому куратору, однако, кажется, что только этого недостаточно. В эпоху, когда «человек выходит на новый этап потери себя», Кулик истинную задачу «Архстояния» видит в сознательном возвращении к истокам. «Искусство может попытаться запустить процесс постижения человеком мира – снова. Современного мира. Современным человеком. Современное искусство. Превратить массовое сознание в коллективное», – убежден художник. И поэтому «Архстояние 2010» он готовит как «полет в теле коллективного вдохновения», кульминацией которого станет медитативный перфоманс, посвященный встрече восхода солнца.
Иными словами, нынешний фестиваль будет не просто демонстрировать произведения лэнд-арта, но вступит в полемику с «приземленностью сложившейся западной традиции этого вида искусства, который развился на волне мощных экологических движений в защиту окружающей среды и стал частью левого движения на Западе». Кулик подчеркивает, что изначальный импульс лэнд-арта, если ориентироваться на Роберта Смитсона и Ричарда Лонга, возник из медитативных практик с одной стороны, и убегания от рынка с другой, а все экологические и политические контексты – это уже наслоения гораздо более позднего времени, от которых теперь пора избавиться. Пространство Николо-Ленивца в концепции куратора обретает сакральность, а все его элементы (рукотворные и нет) становятся частями символического Лабиринта. Осмысление же этого пространства-текста будет происходить в процессе «литургии» – совместном движении-чтении художников и зрителей.
О семантике лабиринтов Кулик сделал небольшой фильм, который был показан в ЦДА. Древний культурный символ, лабиринт предполагает множество толкований, одним из которых, несомненно, является Путь. Поисками личного смысла «Пути» в этом году займутся многие участники фестиваля. Например, Евгений Асс посвятил свой проект 100-летию ухода Льва Толстого из «Ясной Поляны» – именно последний путь, а не смерть писателя Асс считает одним из самым значительных событий истории русской культуры. Асс выкосит прямую полосу посреди луга и не только потому, что граф любил покосить: прямая линия с востока на запад будет символизировать вектор развития русской мысли. «Проект Меганом» собирается сделать почти то же самое, только полоса будет не выкашиваться, а застилаться зеркальными листами, образующими трансцендентную поверхность – то ли пути, то ли границы. В проекте Анатолия Осмоловского «Красная армия» его собственный Путь проложен в лабиринте из блиндажей и траншей времен Второй мировой войны. Переговоры и воспоминания фашистов, некогда воевавших в этих местах против советских солдат, Осмоловский предполагает транслировать через замаскированные в блиндажах колонки. Тему загадочной русской души в некотором смысле развивают и «Синие носы». Художники решили дать «наш ответ Чемберлену»: ровным английским газонам противопоставлен российский березовый лес, в котором будет разыгран матч «абсурдного русского футбола». А архитектор Василий Щетинин в этом году представит «Солнечный круг» – нерукотворный природный Пантеон в долине реки Угры.
Объединенные в концепции Олега Кулика идеей коллективного сотворчества, все эти объекты (в том числе и сохранившиеся с фестивалей прежних лет) образуют единый лабиринт, пройдя который, и участники и посетители «Архстояния 2010» станут ближе к природе и пониманию гармонии вселенной. По крайней мере, куратор на это очень рассчитывает.
Фотографии Натальи Коряковской
Олег Кулик
А. Осмоловский. «Красная армия»
В. Щетинин. «Солнечный круг».
Сергей Орлов. «Саркофаг – Анти Зиккурат»
Проект Меганом. «Зеркало»
|