Строящийся офисный комплекс расположится рядом со знаменитой Даниловской мануфактурой – такое соседство сделало почти неизбежным обращение к теме кирпича, намекающего на фактуру старых заводских зданий, на досоветскую промышленную Москву. Но этим его выразительность не исчерпывается
Три корпуса вырастают из общего основания, протянувшегося вдоль набережной Москва-реки. Его стены на высоту 5,5 метров – стеклянные, полупрозрачные; поверхность земли вокруг и внутри вымощена темным камнем. Темный блеск стилобата входит «в резонанс» с зеркалом реки и сбивает границы «отражения» – здание врастает в реку как каменный пирс или ставший на вечную стоянку старый корабль, покрытый благородной рыжей патиной.
Даниловский форт, проеект, 2006© Sergey Skuratov architects
Движение всего вокруг – воды и облаков, передается трем корпусам, их формы становятся податливыми, оживают, приобретают склонность к «биологическому» росту. Три корпуса «выросли» разными: первый компактнее и выше, второй – в глубине, фоновый, спокойный, третий – длинный, растянувшийся, как хвост. А четвертый, как шутит Сергей Скуратов, «вообще не вырос» – между тремя объемами на крыше стилобата намечается выпуклость, подобная тем, которые бывают на поверхности асфальта – что-то пробивалось, но не пробилось, и непонятно, что это могло быть.
Подхватывая тему, фасады двух корпусов плавно изгибаются, прогибаясь под кажущимся «давлением» двух призм – в них расположатся «переговорные» – просторные помещения для официальных церемоний, украшенные большими панорамными окнами с видами на реку. Их объемы кажутся поставленными рукой скульптора в еще мягкий, податливый материал, отчего тот мягко прогнулся на всю высоту. С той же гибкостью по фасадам растекаются стеклянные пятна окон, меняют размер, группируются к центру, разрежаются к углам.
Даниловский форт, проеект, 2006© Sergey Skuratov architectsДаниловский форт, проеект, 2006© Sergey Skuratov architects Что любопытно, вся эта пластическая игра, развлекающая проходящего мимо (или проплывающего) зрителя – осознана автором как таковая. Она не прячется за технические и прагматические объяснения, мол, изогнуто по важным причинам. Изогнуто просто так. Вернее, не просто так, а подчиняясь творческому императиву, замыслу художника, пластическим законам. Нечасто в наше время услышишь такое искреннее признание от архитектора.
Даниловский форт, проеект, 2006© Sergey Skuratov architects
Положение участка в городе – между станциями метро Нагатинская и Тульская
|