Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.08.2006

Прибрежная волна

Объект:
Апарт-отель в городе Геленджик
Адрес:
Россия, Геленджик. ул. Луначарского вл. 93
Архитектор:
Сергей Скуратов
Мастерская:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Авторский коллектив:
Скуратов С.А. Хасанов А.А. Ишутина Н.Д. Иванова А.Л. Фонская Е.Д.

Изысканный и нестандартный проект апарт-отеля в Геленджике активно «вступает в диалог» с окружающей природой

Здание задумывалось «смотрящим» на геленджикскую бухту, впитывающим идущую от моря свежесть через сетку тенистых балконов. Как большая каменная змея,  греющаяся на склоне, монолитный объем трижды изгибается в попытке уловить каждую доступную толику разлитого вокруг блаженства приморского города, одновременно укрывая обитателей от летнего палящего солнца и холодного ветра, дующего зимой со стороны гор.

Кажется, что дом, а перед нами новая разновидность дорогого многоквартирного жилья – апарт-отель, целиком подчинен задаче сделать жизнь в приятном месте еще более красивой, используя достоинства и скрывая недостатки места. «Морской» фасад ощутимо больше «горного» и целиком одет в «скорлупу» из наполненных светом и воздухом балконов. Снаружи он похож на абстрактную картину в духе Пита Мондриана – прямоугольные ячейки разного размера и пропорций разбросаны по изогнутой поверхности, как гнезда ласточек по склону горы, изредка перемежаясь плоскостями «закрытых» окошек, намеренно сбивая масштаб и скрывая реальное количество этажей и полностью остекленную поверхность стен здания, а заодно – оберегая жильцов от палящего дневного солнца. Вместо привычного принципа «изнутри – наружу» мы получаем вуаль, экран, элегантную маскировку, вместо обыденной череды квартир – подобие театральных лож для созерцания морских закатов и восходов.

Всю геометрическую решетку главного фасада предполагалось сделать монолитной конструкцией и покрасить в белый цвет с сохранением шероховатостей бетонной фактуры. На проемах балконов предполагались цветные жалюзи, которые бы опускались как маркизы, дополняя сложную геометрию вертикалей/горизонталей яркими акцентами.

Со стороны гор здание уменьшается, закрывается бетонными стенами от холодного зимнего ветра «Моряк». Крыша спускается к главной улице Луначарского ступеньками террас, доступных для жителей пентхаузов; с террас открываются виды на горный пейзаж.

Изящный, пропитанный приморской легкостью и «южным» вниманием к окружающей природе, проект логичен и закономерен, если смотреть на него с позиций «западного», то есть мирового контекста. В нем можно увидеть «конструктивистскую» страсть к использованию всего доступного пространства, включая кровлю, и – очень современную непредсказуемость интригующей фасадной «маскировки».

Однако для российского окружения он, разумеется, более чем непривычен. Возможно, именно поэтому проект, был с негодованием отвергнут при согласовании с мэром города Геленджика, не обнаружившего в нем привычных стен и привычной крыши. По словам мэра, он «таких домов не видел нигде и никогда». Любопытно, что частному заказчику проект понравился, даже очень. Но для строительства этого недостаточно.