Напротив высотного здания на Котельнической набережной, на месте окруженной стихийной растительностью стекляшки-пельменной в начале Солянки будет построен новый музей. Частный музей музыкальных инструментов, в котором помимо выставок будут проходить концерты
Вариант 2006
В отличие от европейских столиц, для Москвы строительство нового музейного здания – редкость. Последние масштабные примеры, такие как Палеонтологический музей или новое здание ЦДХ, строились больше двадцати лет назад. Поэтому неудивительно, что проектирование началось с изучения международного опыта. Оказалось, что идеальное помещение современного музея – это просторный зал с широкими пролетами, который можно свободно видоизменять в зависимости от экспозиции, и где при необходимости можно разместить очень крупные предметы. В данном случае, например, будет выставляться церковный орган.
Увы, в данном случае здание в виде единого корпуса не прошло согласования, и поиски продолжились – склоняясь, по словам Дмитрия Александрова, к образности античного форума, вмещающей несколько строений небольшой площади. Силуэт будущей постройки усложнился, но затем, следуя за разумной необходимостью расширить экспозиционные площади, здание немного увеличилось и «слилось» в более целостный объем с внутренним двором.
Оставаясь в рамках небольшого участка, Дмитрий Александров увеличивает и усложняет внутреннее пространство, сворачивая его, по собственному выражению архитектора, «улиткой». Внутренний дворик стал центром одновременно экспозиционной и околомузейной жизни с ее киосками, кафешками и, особенностью музыкального музея – концертным залом. Две «парадные» лестницы обходят музейный двор угловатой спиралью, поднимаясь по которой, посетитель наблюдает за игрой разворачивающегося пространства, рассматривает выставки, а иногда, глядя в широкие панорамные окна – наслаждается видами Яузских ворот, редкостно красивого и удивительно сохранного заповедника старой московской архитектуры. Таким образом, окружающие памятники – роскошная церковь-колокольня Троицы в Серебряниках, уютно-деловитый купеческий ампирный домик на бульваре, могут по желанию кураторов становиться частью выставки, также как и сохраняемые архитектором зеленые куртины-самосад, отделяющие музей от шумной автомобильной суеты Устьинского моста. Таким образом, архитектор умело моделирует наши впечатления и формирует новую точку зрения на известные вещи – ведь пришедший в музей посетитель, как правило уже настроенный на созерцательный лад, и памятники увидит немного иначе, не так, как пробегающий мимо прохожий.
Окружающие красоты – удачный ход для нового музея, однако проектирование для участка, со всех сторон окруженного исторической застройкой, как рассказывает Дмитрий Александров, было связано с решением достаточно специфичных технических проблем. Дело в том, что в течение прошедшего столетия этот участок, когда-то принадлежавший бланковскому Воспитательному дому, оставался единственным незастроенным местом, и к нему стянулись все относительно новые коммуникации, к которым было необходимо сохранить доступ для ремонта. Архитекторы решили эту проблему, придумав нависающую над землей консоль, которая делает доступными не только теплотрассы, но и давным-давно забранное в трубу русло небольшого ручья Левнивки.
Фасады нового музея, в свою очередь, вписаны в строй окружающих зданий, со стороны Солянки они подхватывают ритм и пропорции ампирных окон, а скругленный угол здания создает пару стоящему напротив купеческому дому, – не используя ни одной стилизованной детали, архитектор развивает композицию исторически сложившейся два века назад площади, добавляя к ней единственный недостающий элемент.
Генплан
Музей частных музыкальных коллекций, "Александров и партнёры". Участник в номинации Экспериментальный архитектурный проект
План 2-го этажа
|