Авто-тех-центр на Варшавском шоссе архитектора Леонида Павлова, треугольная «шапка» которого сейчас встречает всех, кто проезжает МКАД в этом направлении, может быть разрушен по желанию современных владельцев
Имя Леонида Павлова давно уже стало культовым. Если «на вскидку» попытаться вспомнить, что же у нас было хорошего за 70е годы – то это он. Эпоха, сделавшая архитектуру необязательным приложением к очень массовому панельному строительству, на нем как-то не отразилась – это один из редких советских мастеров, непосредственно и «вживую» продолжающих дело конструктивизма во второй половине столетия. Поэтому здания Павлова так дороги всем, кто хоть что-нибудь понимает в современной архитектуре – это вещественное, весомое и художественно очень качественное доказательство того, что и у нас в это странное время что-то было; реальный мостик от 20-х годов к XXI веку.
И вот, недавно стало известно, что одной из работ Леонида Павлова – авто-тех-центру на Варшавском шоссе, широко известному в узких кругах как «Треугольник», грозит уничтожение. По банальной коммерческой причине: скорее всего, на его месте построят нечто торгово-развлекательное. Было бы вполне логичным и даже красивым решением устроить здесь салон продажи автомобилей: огромное и лаконичное здание, предназначавшееся для техобслуживания «народного автомобиля» советских людей Жигули, обладает эффектным внутренним пространством, художественно и конструктивно отвечающим этой задаче. Оно бы почти не изменило изначальной функции. Стоит заметить, что, при последовательном подходе к делу, как сейчас говорят, грамотном пиаре, вероятно, само здание могло бы послужить дополнительной рекламой предприятия. Можно было бы прекрасно сыграть на ностальгических чувствах потенциальных покупателей. От любого алюминиевого ящика, которых теперь много по Москве, здание Павлова отличается как те «Жигули» от «Бентли» ручной сборки. Да там экскурсии можно водить!
Здание эффектно и лаконично. Его основная часть распластана по земле и освещена через множество маленьких куполов, напоминая древние постройки Самарканда. Протяженный стилобат увенчан смелым треугольником демонстрационного зала, бестелесные прозрачные стены которого несут ощутимо весомую шапку крыши. Даже сейчас, изуродованное рекламными щитами, стеклопакетами и окруженное стихийным рынком, оно не теряет спокойного достоинства.
Удивительно, но перед строительством этого объекта архитектору организовали беспрецедентную для тех времен поездку по Европе для знакомства с самым современным опытом возведении подобных зданий. Техцентр построен по индивидуальному проекту, с основательной инженерией, это одно из качественных во всех отношениях зданий позднесоветской эпохи. Прочная постройка, с основательными конструкциями. А учитывая, что не так уж много мы имеем хорошей архитектуры от периода 70-х гг. (в этом ряду павловские же музей Ленина, ВЦ на Профсоюзной и т.д.), – просто исключительно важное для нашей российской самооценки произведение.
В позапрошлом году, выступая на Арх-Москве, итальянец Максимилиано Фуксас как бы ненароком заметил примерно следующее: «…вы тут все убеждены в том, что шестидесятые надо стирать в лица земли… это не так». Сколько уже раз приезжающие поклониться русскому авангарду иностранцы нам твердят – не ломайте… Опять не послушаем?
|