Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.11.2009

Госпожа уDUTCHа

Наталья Коряковская

5 ноября в Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «уDUTCHная архитектура», давшая старт одноименному фестивалю современного голландского зодчества, который Ц:СА проводит в Москве до 30 ноября. Эта выставка – своеобразная ретроспектива нидерландских проектов и построек, созданных за последние несколько лет, в эпоху, которую условно можно назвать «после Колхаса».

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской
Голландская архитектурная школа – бесспорно, одно из самых заметных явлений современной архитектуры. В Нидерландах сегодня работают десятки очень сильных архитектурных бюро, которые своими проектами демонстрируют качественно новую ступень развития урбанистики, которая для многих стран, в том числе и России, пока представляется далеким завтрашним днем.

Куратор фестиваля Ирина Коробьина решила объяснить суть этого явления, выделив пять основных принципов национального архитектурного сознания, определяющих художественный метод, образный язык и облик современной архитектуры Нидерландов. Плотность, искусственность, оптимизация, органичность, концептуальность дали название пяти разделам выставки, в которых собраны проекты, реализующие эти постулаты. Впрочем, подобное разделение весьма условно, поскольку представленные в экспозиции проекты, как правило, обладают сразу несколькими, если не всеми выше перечисленными качествами.

Эти пять качеств символизируют пять ярких цветов, которыми и оформлены минималистские стенды с проектами, разместившиеся в Белом Цехе. Вертикальные планшеты формируют стены-оболочки центрального павильона, экспозицию которого составили пять кубов-экранов, демонстрирующих видеоинсталляции. Вмонтированы экраны и в импровизированные белые «пропилеи», оформляющие вход на выставку, на этих же конструкциях подробно расписаны сами пять «китов» голландской архитектуры. А по стенам цеха размещены узкие лайтбоксы с панорамами голландских пейзажей, будто увиденных сквозь модернистские ленточные окна. И фактически получается, что экспозиция – это своего рода метафора проекта, к работе над которым «подходят» через «пропилеи» пяти принципов, затем на их основе строят здание, и оно становится не самодостаточным объемным высказыванием, но оболочкой для важных социальных процессов.

По мнению Ирины Коробьиной, именно этот подход и выделяет голландскую архитектуру среди всех остальных национальных школ. «В проектной идеологии голландцев форма никогда не рассматривалась как самоцель, – говорится в послании куратора. – За каждым истинно голландским проектом стоит внимательное изучение предмета и идея, не нуждающаяся в доказательстве ее практической значимости для общества». Подобный подход к проектированию, при котором исследование становится необходимой основой формирования концепции того или иного объекта, в Голландии утвердил Рем Колхас, а сегодня в стране работают его многочисленные ученики и последователи. Кто-то из них уже широко известен, например, MVRDV, West 8, UN Studio, Вил Аретс, Ларс Спайбрук, а кто-то в рамках «уDUTCHной архитектуры» впервые представляет свои проекты за рубежом. Но вне зависимости от степени «раскрученности» бюро, их работы объединяет одно качество – ответственное и бережное отношение к среде и обществу, для которых проекты создаются.

В рамках этой единой долгосрочной концепции «устойчивости» голландцы чрезвычайно эффективно решают такие болезненные проблемы современных мегаполисов, как сверхплотная застройка, сокращение природных ресурсов, изменения климата и т.д. И пока в Китае и Арабских Эмиратах как на дрожжах растут небоскребы, которые максимум через 20 лет буду реконструированы, в Нидерландах думают о сохранении идентичности городов и находят альтернативные пути увеличения плотности застройки. В качестве примера можно привести проекты жилых комплексов Parkrand и WoZoCo, разработанные MVRDV для зеленого «пояса» Амстердама района Western garden gates. Несмотря на довольно внушительную площадь, застройки эти объекты представляют собой не монолитные, а живописные и проницаемые структуры.

Кстати, даже «вертикальное» уплотнение городской застройки в понимании голландцев не сводится к банальным небоскребам. Вертикальный город – это новое, современное образование, вырастающее над историческим, но не вместо него. Например, деловой центр De brug/ de kade бюро JNK, поднимающийся на 25 метров над старым красно-кирпичным конторским зданием. Небоскребы же становятся уделом… свиноферм. Да-да, по мнению MVRDV драгоценные свободные территории должны быть оставлены природе или людям, а вот строительство ферм вполне можно развивать по вертикальному сценарию, и один из проектов этого бюро предполагает разместить их в 75 башнях – «свинополисах».

Самым элитным жильем в современной Голландии считается малоэтажное, причем расположенное на воде. Нидерландские архитекторы успешно осваивают все новые водные пространства, проектируя на них не только отдельные частные виллы, как например, бюро Waterstudio.NL, или жилые комплексы, вроде известного Silodam MVRDV, но и целые микрорайоны, и даже города. Так, для нового района Гааги Ypenburg MVRDV разработали концепцию застройки искусственного архипелага, каждый рукотворный остров которого имеет собственный оригинальный генплан. А бюро West 8 разработало проект плавучего города в дельте Рейна на 10 тысяч жителей, не боящегося сезонных колебаний уровня воды.

Дефицит природных ресурсов и высокий уровень инновационных технологий приводит к тому, что «вторая природа» в Нидерландах постепенно становится полноценной альтернативой естественной. Стремясь к максимальному использованию озеленения в своих проектах, голландцы все чаще обращаются к вертикальным садам, которые вкупе с озеленением кровель и террас превращают здание в зеленый холм, как например, спорткомплекс Mercator бюро Venhoeven CS Architecten. А смотровая башня бюро SeARCH, выстроенная в дендропарке для наблюдения за растениями, и вовсе уподоблена дереву. Имитация, искусственность становятся основной идеей и проекта площади-«сцены» в Роттердаме, спроектированной West 8: благодаря подсветке, фонарям, выполненным в виде подъемных кранов, дощатому настилу и вентиляционным трубам-мачтам она «играет роль» роттердамского порта.

Открывшаяся выставка убедительно доказывает: залог уDUTCHи голландской архитектуры в том, что абсолютно любой проект начинается с обоснования его практической значимости. При таком подходе просто не может появиться здание, за которое потом придется «расплачиваться» всему окружающему району. В Нидерландах архитектура не идет на поводу у заказчика или амбиций архитектора, а всесторонне и эффективно решает проблемы среды обитания. Правда, представив множество доказательств успешности этой модели, выставка, конечно, не отвечает на вопрос о том, насколько применимы принципы голландцев в условиях современной России. Впрочем, вряд ли подобный подход – результат какого-либо влияния извне, скорее, это вопрос личной ответственности архитекторов перед обществом и Городом, и пример голландских архитекторов это красноречиво подтверждает.
Venhoeven CS, Sportplaza Mercator - спорткомплекс
Venhoeven CS, Sportplaza Mercator - спорткомплекс
SeARCH, Putten tower (смотровая башня)
SeARCH, Putten tower (смотровая башня)
MVRDV, Ypenburg - концепт застройки микрорайона
MVRDV, Ypenburg - концепт застройки микрорайона
MVRDV, WoZoCo
MVRDV, WoZoCo
MVRDV, Silodam
MVRDV, Silodam
JNK, de Bruge -de Kade
JNK, de Bruge -de Kade
MVRDV, Parkrand
MVRDV, Parkrand
West 8, площадь Schouwburgplein, Роттердам
West 8, площадь Schouwburgplein, Роттердам