Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.10.2009

Этюд в зеленых тонах

Наталья Коряковская

2 октября в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция главного художника Москвы Игоря Воскресенского. Эта встреча собрала много журналистов и еще раз подтвердила, что тема художественного оформления города никого не оставляет равнодушной.

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской
Само понятие художественного оформления города включает в себя множество самых разных аспектов. Это и колористическое решение фасадов, и ландшафтный дизайн, и архитектура малых форм, и художественная подсветка зданий в ночное время, и, конечно, произведения монументального искусства. По мнению Игоря Воскресенского, благоустройство города выполняет важную не только эстетическую, но и социальную функцию, – оно создает комфортную среду обитания и тем самым воспитывает вкус москвичей, пробуждает в них бережное и ответственное отношение к своему району и городу в целом.  

Больше всего вопросов Игорю Воскресенскому было задано по поводу новых монументов, которые в ближайшее время появятся в городе. В числе наиболее интересных скульптурных премьер главный художник Москвы назвал памятник сподвижнику Петра I Кантемиру, который будет установлен у входа в Царицынский парк, и конный монумент генералу Скобелеву на Славянской площади. Игорь Воскресенский с сожалением отметил, что установка отдельных изваяний – максимум, который в данный момент может себе позволить городской бюджет, тогда как  скульптурное оформление ансамблей, скажем, площадей или парков, столице пока не по карману. Примером комплексного благоустройства пока, пожалуй, является только площадь Европы у Киевского вокзала, оформленная бельгийским скульптором Оливье Стребелем.

Впрочем, не только дефицит бюджета препятствует появлению интересных и нужных городу монументов. В качестве одной из основных причин Игорь Воскресенский также назвал несовершенство существующей системы тендеров, которая ориентирована на выбор проектов, исходя из их стоимости и скорости реализации, а не эстетического значения. Игорь Воскресенский глубоко убежден в том, что вопросы художественного оформления города должны решаться путем проведения творческих конкурсов, а также с помощью экспертизы Художественного совета Москвы.

О том, много или мало в современной Москве памятников, можно спорить, но вот с тем, что в городе наблюдается явный переизбыток подсветки и рекламы, согласны практически все. На пресс-конференции Игоря Воскресенского попросили прокомментировать публикацию одной из газет,  в которой московская подсветка была названа «желтой кашей». Немного обиженный этим сравнением, главный художник, тем не менее, признал, что некоторые районы столицы действительно приходится освобождать от избытка освещения, после чего напомнил журналистам о том, что для решения подобных вопросов в Москве создана Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии, куда входит около 70 организаций.

Рассказал г-н Воскресенский и о новой концепции единой светоцветовой среды столицы. В частности, она предусматривает, что основным цветом города в пределах Садового кольца в темное время суток станет белый, а вот на периферии будет как можно активнее использоваться цветное освещение, прибавляющее среде визуальное разнообразие.

Как известно, город меняет и свое отношение к так называемой «наружке». Новый подход к размещению рекламы в столице уже неоднократно обсуждался на градостроительных советах и в прессе, и Игорь Воскресенский лишь подтвердил намерение властей к концу года очистить от рекламных конструкций зоны главных исторических памятников, охраняемых ЮНЕСКО – Кремля, Коломенского и Новодевичьего монастыря.

Самой слабой областью художественного оформления города Игорь Воскресенский считает дизайн малых архитектурных форм – остановок, скамеек, фонарей, оград и т.д., которые, по идее, призваны объединять разностилье московской застройки. Главный художник сообщил,  что сегодня для разных зон Москвы разработано и согласовано пять стилистических решений «городской мебели», и останавливаться на достигнутом его управление не собирается.

В заключение на пресс-конференции была поднята тема «зеленой архитектуры», столь востребованной на Западе. Конечно, Москву нельзя назвать городом, лишенным зеленых насаждений, – в ней довольно много парков и скверов, а на роскошное цветочное оформление ежегодно тратятся очень приличные суммы. Но вот жанр экологического проектирования, предполагающий озеленение кровель, стен и других поверхностей городских объектов, среди реализованных построек встречается редко. По словам Игоря Воскресенского, элементы зеленого дизайна появляются лишь в единичных проектах ведущих российских архитекторов и сталкиваются с целым рядом «но». Во-первых, нормативами такое озеленение не засчитывается – за зеленые насаждения признается лишь то, что растет в открытом грунте, – и как следствие всецело переходит в сферу личных пожеланий инвестора. Во-вторых, из-за недостатка солнца озеленение стен в нашем климате может привести к появлению в офисах и квартирах разных неприятных «жителей» – насекомых. В-третьих, засыхающие сады на крышах становятся пожароопасными. Все эти проблемы, конечно, не являются непреодолимыми, но пока городские власти ограничиваются традиционными способами озеленения – цветниками и деревьями, и в редких случаях искусственными насаждениями в подземных развязках и тоннелях. Но уж на это средств не жалеют – так, в ближайшие годы, сообщил Игорь Воскресенский, деревья планируется вернуть практически на все центральные улицы Москвы, в том числе на Тверскую и Садовое кольцо.