Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.09.2009

Реставрация длиною в век

Наталья Коряковская

17 сентября в Покровском соборе на Красной площади состоялось выездное заседание секции сохранения памятников истории и культуры Экспертного совета по охране культурного наследия Росохранкультуры. Эксперты осмотрели результаты реставрации храмового подклета и галереи.

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской

Как известно, в XX столетии собор Покрова на Рву уже переживал несколько комплексных реставраций, которые вернули храму облик XVI-XVII вв., пожертвовав при этом значительной частью поздних элементов интерьера, но не смогли решить всех проблем этого памятника. Вот почему сейчас в соборе вновь трудятся реставраторы. До 2005 года они занимались преимущественно фасадами храма. Работы же в интерьерах продолжаются и по сей день. Два из девяти приделов собора отреставрированы в прошлом, 2008 году: северо-восточный придел Трех Патриархов и юго-восточный – преподобного Александра Свирского. Параллельно работы ведутся в обширном подцерковье храма.

Свою работу на выездном заседании экспертный совет начал со знакомства с результатами реставрации помещений южного подклета, где по завершении всех работ планируется разместить одну из экспозиций (напомним, что собор является филиалом Исторического музея). Самым интересным помещением, на взгляд специалистов, оказался подклет Троицкой церкви, где в верхней части свода были раскрыты, отреставрированы и дополнены в утраченных местах росписи начала XX века. Эта живопись значительно моложе храма; она представляет собой часть реставрационных работ столетней давности и в стилизованной форме воспроизводит характерный для собора растительный орнамент, впервые появившийся на стенах его галереи в XVII веке. Однако же, несмотря на свою относительную новизну, обнаруженные фрагменты интересны как образец стилистики начала XX века – живопись расчистили, утраченные участки дополнили, а один фрагмент сохранили нерасчищенным и закрыли стеклом для будущей экспозиции.

В подцерковье Троицкой церкви также были проведены работы по восстановлению кирпичной кладки XVI века и реконструкции первоначальных архитектурных форм оконных ниш, арок и проч. В частности, было раскрыто ранее заложенное щелевидное окно, ведущее в соседнее помещение – его эксперты рекомендовали сделать открывающимся для лучшей вентиляции. Не покрытые росписью участки кладки в оконных нишах решили не закрашивать под кирпич, а выполнить только тонировку швов, чтобы те не смотрелись слишком новыми и белыми.

В других частях подклета собора росписи практически не уцелели, и от реставраторов здесь, в первую очередь, требовалось сохранить собственно помещения (своды, окна и т.д.), а также восстановить разрушенную временем кирпичную кладку XVI века. Со стен сняли известковую обмазку, а затем выровняли битый кирпич и восполнили утраты имитирующим его специальным раствором, отличающимся по цвету от оригинальных фрагментов.

Выездное совещание продолжилось в северной внешней галерее собора. Здесь на стенах и сводах в 1930-е годы под слоем масляной живописи XIX века была вскрыта темперная роспись последней четверти XVII века. Она очень хрупкая – красочный слой лежит на тончайшем левкасном грунте, нанесенном прямо на кирпич, – а в нижнем регистре к тому же подвергается постоянным прикосновениям со стороны посетителей. Роспись уже пережила несколько реставраций и поновлений в 1970-80-е годы, и теперь снова требует очищения, обновления и консервации. Для этого специалисты уже разработали новую методику и технологию сохранения росписи и собираются опробовать ее на стенах северного крыльца, взяв за эталон сохранности своды и верхние регистры, покрытые цветочным орнаментом по белому и синему фону. Эксперты согласились с предложением Льва Лифшица, заведующего сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания, сначала сделать нежесткую расчистку росписей от загрязнений и подобрать уровень возможных тонировок. Впрочем, реставраторы вынуждены думать и о куда более прозаичных вещах, чем нюансы тонировок, – в частности, им жизненно необходим новый проект электропроводки в соборе, поскольку до сих пор кабели пущены прямо поверх стен c росписью.

Далее эксперты проследовали в восточную часть главной галереи собора, где под тонким слоем записи XIX века реставраторам удалось раскрыть фрагмент масляной живописи XVII века. Внимательно изучив эту находку, эксперты приняли решение расширять зондаж, а также попробовать раскрыть позднюю живопись на пилястрах галереи.

По итогам выездного заседания экспертный совет еще раз сформулировал основные задачи текущего этапа реставрации собора Покрова на Рву. Прежде всего, эксперты признали необходимым проведение работ на обходных галереях и крыльцах с подготовкой участков для апробации различных реставрационно-консервационных методик. Во-вторых, одобрили дальнейшее раскрытие росписей XVII века в восточной галере собора. И, наконец, в очередной раз была подчеркнута необходимость постоянного технологического контроля за ходом восстановления кирпичной кладки в подцерковье храма.