Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.09.2009

Футуристическая усадьба

Наталья Коряковская
Объект:
Вилла в Турции
Адрес:
Россия,
Гостевой флигель арт-отеля в Турции
Адрес:
Турция,
Мастерская:
ПТАМ Виссарионова
Авторский коллектив:
ПТАМ Виссарионова. Архитекторы: Ю.Виссарионов, К.Савкин, Д.Зиборов, М.Чернявский, Р.Зиядетдинов (малые формы), Я.Черниговский (интерьеры)

В ПТАМ Виссарионова недавно закончили работу над проектом второй очереди миниатюрного арт-отеля «на турецком берегу». Этот объект сами архитекторы чаще всего называют просто виллой, а стиль, в котором она создана, – биоморфизмом. Правда, в данном случае биоморизм – это не архитектура, «выращенная» из ландшафта, а, скорее, объект подчеркнуто футуристического дизайна, искусно в него имплантированный.

Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Новая вилла должна служить как гостевой дом, поэтому ее второе название – арт-отель. Однако если это и гостиница, то «для своих» – в главном доме, вилле, построенной по проекту Юрия Виссарионова и его коллег пару лет назад, бывает довольно много гостей; для тех, кто хочет задержаться на несколько дней, и предназначен новый флигель. Приставка «арт» подчеркивает его особый дизайнерский статус – гостевой дом был заказан и спроектирован как камерная галерея современного искусства, экспонатами которой станут и картины, и скульптуры, и используемые в интерьере предметы мебели, и даже сама его отделка.

Относительно главного дома вилла расположится чуть ниже по склону – архитекторы умело используют существующий перепад рельефа для того, чтобы визуально обособить постройки друг от друга и тем самым сделать их близкое соседство максимально комфортным абсолютно для всех обитателей. Вместе с оригинальным навесом летнего театра и строящейся виллой главный дом образует своеобразный треугольник, главной вершиной которого и является.

Вилла имеет ярко-выраженную цилиндрическую форму: овальные основания этажей установлены на мощный цоколь, облицованный ломаным камнем и валунами. Почти все помещения дома имеют панорамное остекление, что создает ощущение, будто сквозь объем пропущен еще один цилиндр – полностью остекленный. Он завершается открытой смотровой площадкой, имеющей форму трапеции со скругленным углами. Вход в гостевой дом оформлен с помощью стены, словно «отслоившейся» от цоколя и уподобляющей входную зону своеобразной воронке.

Всего в доме разместятся два апартамента: на первом этаже холл, две спальни и гостиная с собственным выходом во внутренний дворик, на втором – холл, спальня, гостиная и просторная двухуровневая терраса с обзорной площадкой на плоской кровле. В цоколе размещен винный погреб. В оформлении интерьеров гостевого дома архитекторы также верны биоморфизму, однако в границах отдельно взятых помещений он приобретает куда более радикальные, откровенно футуристические черты. Так, стены комнат выполнены из полимербетона и оформлены цветной подсветкой. Из пола и стен то тут, то там неожиданно «вырастают», словно выплавляются прямо на наших глазах необходимые предметы мебели. Светильники решены в виде сталактитов, свисающих с потолка, полки и стеллажи трактованы как кратерообразные ниши, утопленные в стены. Ощущение пребывания на космической станции усиливают окна-иллюминаторы и такая же скругленная форма дверных проемов, больше напоминающих перегородки между отсеками в звездолетах.

Конечно, пластбетон в интерьере используется не впервые, однако главной сферой его применения традиционно считались общественные зоны. Архитекторы ПТАМ Виссарионова смело ломают стереотипы, показывая, что этот материал способен создать по-настоящему необычный, запоминающийся интерьер, лишенный какой-либо пафосности и нарочитой дороговизны.

Как своеобразное продолжение обстановки гостевого дома воспринимается и строящийся по соседству летний кинотеатр. Кажется, что его трибуны выполнены из белой застывшей лавы, а легкий полупрозрачный навес в виде крыла параплана роднит это сооружение с «перепончатыми» козырьками-крыльями основного дома, с которым кинотеатр связан извилистой дорожкой. Кстати говоря, навес-крыло может изменять угол наклона в зависимости от расположения солнца.

Юрий Виссарионов – вдохновенный и редкий для современной российской архитектуры сторонник биоморфизма. Этот экспрессивный стиль далеко не всегда приживается в больших городах, но очень органичен для курортных построек, и вилла в Турции – идеальное тому подтверждение. Архитектор с нескрываемым удовольствием подчиняет свои здания причудам приморского рельефа, играет с формами и пластикой открытых террас и козырьков, любуется контрастными тенями, которые они отбрасывают на светлые поверхности пола и стен. То, что в мегаполисе могло бы показаться избыточным и футуристичным, на фоне гор и моря воспринимается как идеальная метафора беззаботного отпуска на средиземноморском побережье.

Интерьер
Интерьер
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Генплан
Генплан
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
План 1 этажа
План 1 этажа
План 2 этажа
План 2 этажа
Летний театр
Летний театр
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова
Гостевой флигель арт-отеля в Турции © ПТАМ Виссарионова