Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.08.2006

Дома-кулисы

Юлия Тарабарина
Объект:
Жилой комплекс во 2-м Донском проезде
Адрес:
Россия, Москва. 2-ой Донской проезд, вл. 6
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, И. Деева, А. Бородушкин, Е. Ножова
Инженерй: В. Андреев

Проектируя на простом прямоугольном участке два жилых дома-близнеца, Владимир Плоткин оживляет весь квартал пространственной интригой, рассчитанной с изобретательностью опытного сценографа

Оба дома обращены к Донскому проезду бело-красными полосатыми фасадами, которые по-конструквистски строго и определенно расчерчены горизонтальными линиями кирпичного цвета, отмечающими уровень пола каждого этажа, кроме верхнего. Поэтажная разметка оживлена диагональным ритмом чередования окон, который отдаленно напоминает шаг гигантской кирпичной кладки – все вместе создает красочный образ современного, но не пренебрегающего контекстом «парадного» фасада, разделенного между двумя домами.

В остальных, дворовых фасадах зданий преобладает остекление, и кажется, что они стремятся быть незаметными, подобно театральному механизму, несущему декорации-кулисы, обрамляющие спектакль. Игра начинается, как только наблюдатель начинает свое движение вдоль Донского проезда: красно-белые фасады то срастаются в один, то расходятся, открывая взгляду новую задуманную архитектором мини-улицу, пересекающую квартал по диагонали, поочередно срезая углы обоих зданий. Если буквально воспринимать ассоциацию с кулисами, то мизансценой оказывается все, происходящее в проезде между двумя домами. Обрамляя жизнь двора театральными кулисами, автор действует подобно архитекторам эпохи классицизма и барокко, превращает жизнь в спектакль, однако главное отличие здесь состоит в том, что «участники» импровизированного представления о нем даже не подозревают – они не скованы торжественным ритуалом, а живут обыденной жизнью, зрители же случайны, их может и не быть. Сходство с театром оказывается декоративным, необязательным, его можно увидеть, а можно и не замечать, оно украшает замысел архитектора, но не вторгается в частную жизнь жильцов.

Тема спектакля поддержана различием высоты зданий – выходящий на красную линию проезда двенадцатиэтажный дом на шесть этажей ниже своего восемнадцатиэтажного собрата, стоящего в глубине участка. С некоторых точек зрения эта разница будет хорошо заметна, где-то – напротив, она может исчезнуть, потому что, подчиняясь законам перспективы, первый дом «вырастет», а второй «уменьшится». Таким образом, за неимением настоящих актеров, спектакль разыгрывает сама архитектура.


перспективный вид с ул. 2-й Донской проезд
перспективный вид с ул. 2-й Донской проезд