Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.02.2009

Объединение

Юлия Тарабарина

7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы

В прошедшую субботу без всякой помпы, шума и «пиара» в Милютинском переулке состоялось рабочее заседание общественного движения «Архнадзор». Его цель – объединить общественные усилия по защите памятников истории и культуры. Фактически, прежде всего это объединение проектов, созданных и зарекомендовавших себя в течение последнего десятилетия. Общественных проектов, связанных в защитой московской старины и памяти о ней.

Сейчас в состав нового движения входят «Москва, которой нет», «MAPS», «Против лома», «Архнадзор». Одним из идеологов объединенного «Архнадхора» стал Рустам Рахматуллин, краевед и журналист, ведущий колонки «Острожно, Москва!» в «Известиях» (самой точной открытой хроники происшествий и событий) и автор книги «Две Москвы», получившей летом премию «Большая книга».
Движение  поддержали «Соварх» и «Архи.ру». Присоединиться могут все желающие, как люди, так и организации.

Строго говоря, объединиться было давно пора. У каждого из названных проектов есть своя специфика. «Против лома» возникло примерно 10 назад лет из выставки фотографий утрат и их каталога, MAPS – это объединение россиян и иностранных журналистов в попытке защитить наследие и городскую среду Москвы. «Москва, которой нет» лет пять назад занималась чем-то похожим на флеш-мобы (так, ими была организована акция со свечами у Военторга, защита дома Поливанова), а теперь издает книги и ведет мониторинг памятников. Архнадзор – тонкий и наполненный качественными текстами интернет-журнал Александра Можаева, сочетающий профессиональные отчеты с историко-культурной и архитектурной журналистикой. Собственно, он и дал название новому движению – вполне точно соответствующее его задачам. Сайт http://www.archnadzor.ru/ вскоре будет изменен и станет его информационным центром (хотелось бы, правда, чтобы это не пошло во вред той ленте статей, которая существует сейчас). Итак, все искренне делают одно дело, но каждый немного по-своему, в зависимости от склонностей. Хотя в глазах наблюдателей менее посвященных защита памятников давно уже воспринимается как именно движение (а не конгломерат сообществ), строго говоря, у него даже имя есть, почти народное – «охранители».

Единство в многообразии, к которому стремятся участники – это хорошо. Чем же вызвано объединение? Сразу оговорюсь, что тема охраны  памятников и все что с ней связано – гигантская, написано про нее видимо-невидимо статей (например, из всей прессы, посвященной архитектуре – как правило больше двух третей это статьи про наследие и утраты). Описать все перипетии даже нескольких последних месяцев невозможно, да и не нужно. Вместо этого поделюсь сугубо субъективным ощущением, которое меня преследует в течение последнего года. Мне почему-то кажется, что инициативу общественности в сфере охраны памятников как будто бы кто-то стремится ограничить и поставить в строгие рамки (это вместо того, чтобы приветствовать активную гражданскую позицию москвичей). Вот например последний случай – встречи руководства Москомнаследия c представителями «охранителей» постепенно прекратились, зато совсем недавно была выпущена инструкция, усложнившая процедуру подачи заявки о постановке памятника на учет – настолько, что по мнению многих, теперь эта задача будет по плечу только специалистам. Специалистов, как известно, мало. А неспециалистов как будто бы отстраняют.

Так что объединение более чем назрело. Его задачи ясно проговорены в манифесте «Архнадзора». Одна из них кажется самым  существенным (а также самым трудоемким) – это общественный мониторинг памятников, выявление и постановка на учет, а также – наблюдение за тем, что происходит с «учтенными» зданиями. Оформляется институт общественных инспекторов – что кажется сейчас более чем необходимым и хочется, чтобы это начинание удалось. «Архнадхор» должен стать центром сбора информации, и одновременно – способом упорядочить добровольную работу по мониторингу состояния памятников. У движения будет координационный совет и пять тематических секций.

Что до конкретных дел – тут хочется отметить одну особенность. Во-первых, объединение прошло без жестов для прессы. Инициаторы сказали – лучше сначала что-то сделать, а потом громко заявлять о себе. Такая позиция – сначала дела, потом слова – кажется правильной, хотя в наше пиаровское время, может быть, и не самой выгодной. Большой учредительный съезд движения, вероятно, состоится весной. А во-вторых – дела уже есть. Так, участники рабочего совещания «Архнадзора» подписали четыре письма, адресованные представителям власти; каждое связано с конкретным памятником: это виадук, который уничтожается на Белорусской площади, палаты Пожарского на Большой Лубянке, «Детский мир» и усадьба Шаховской-Глебовой-Стрешневой, реконструируемая под «Геликон-оперу». Письма будут вскоре отправлены адресатам. Это уже конкретные дела.

Слева направо: Марина Хрусталева (MAPS), Юлия Мезенцева («Москва, которой нет»), Константин Михайлов («Против лома»), Александр Можаев («Архнадзор»), Рустам Рахматуллин
Слева направо: Марина Хрусталева (MAPS), Юлия Мезенцева («Москва, которой нет»), Константин Михайлов («Против лома»), Александр Можаев («Архнадзор»), Рустам Рахматуллин