Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.11.2008

Историк и реставратор

Юлия Тарабарина

В Белом зале ЦДА завершает свою работу выставка, посвященная 80-летию со дня рождения реставратора и историка древнерусской архитектуры Сергея Сергеевича Подъяпольского. Она созвучна образу исследователя, сохранившегося в памяти его учеников – лишена всякой торжественности, но очень информативна.

Выставка в ЦДА. Фотографии Ю.Тарабариной и Н.Вышинской
Выставка в ЦДА. Фотографии Ю.Тарабариной и Н.Вышинской

В Белом зале – фойе ЦДА, там, где постоянно сменяют друг друга какие-нибудь камерные экспозиции, сейчас развешены по стенам планшеты с копиями листов, хранящихся в архиве ЦНРПМ. В основном это графические проекты реконструкции, две фотографии и два макета. Немного, но человек, хотя бы немного посвященный в тему, оценит объем представленной информации. Реконструкции почти всех показанных памятников опубликованы – но далеко не в таком объеме и не с этими изображениями. На выставке показан значительный пласт архива реставрационных мастерских, связанных с памятью С.С. Подъяпольского. Я бы сказала, что эти материалы – «золотой фонд» графических реконструкций и их очень хочется видеть опубликованными. Причем в хорошем качестве, так, чтобы можно было рассмотреть все детали.

Но суть выставки – конечно же, не в показе материалов. Сергей Сергеевич Подъяпольский был исключительным человеком. Всегда сдержанный, тактичный, он негромким голосом мог подвести черту под (почти!) любым спором и настоять на решении, которое считал единственно правильным. Он был совершенно анти-пиаровским человеком: не защитил докторскую, хотя создал научную школу, ничем крупным не руководил, хотя значительно повлиял на развитие минимум двух организаций – ЦНРПМ и МАрхИ, не давал интервью, но обладал странной аурой, заставлявшей слушать его тихий голос.

С.С. Подъяпольский был одновременно архитектором-реставратором и исследователем, причем его работы – и там, и там – ощутимо повлияли на развитие двух «больных» тем допетровской Руси. Темы эти, обобщая, можно обозначить так: «Русский Север» и «Итальянцы в России» (к последнему просится подзаголовок – что-нибудь вроде «крах русской самобытности»). Благодаря исследованиям Подъяпольского мы знаем, как выглядели храмы Белозерья и знаем, какую роль сыграли ренессансные мастера в становлении русской архитектуры XVI века.

История вообще и история архитектуры в частности, увы, подвержена политическим предпочтениям – как только возникает идеология, начинают переписывать историю, а потом вскоре берутся и за историю искусств. На протяжении XX века история русской архитектуры хлебнула идеологии сполна – она была народной, деревянной, разве что не оловянной. Лишь после войны, медленно, не сразу, она стала превращаться из придатка идеологии в подобие науки. И, во многом благодаря усилиям реставраторов ЦНРПМ Л.А.Давида, Б.Л.Альтшуллера, С.С.Подъяпольского (и других, разумеется, и других…) стала наукой достаточно серьезной, основанной на фактах, в буквальном смысле слова выкопанных из-под слоев кирпича и штукатурки. На протяжении нескольких десятилетий, сверяясь с собственным опытом и зарубежными стандартами, реставраторы разработали принципы изучения и восстановления памятников – вначале больше разбирали, затем стали все больше сохранять, а реконструкции первоначального вида – оставлять графике. К чему я все это? К тому, что многие участвовали в этой работе, а Сергей Подъяпольский подвел черту и сформулировал эти принципы – написал учебник, который, строго говоря, стал основой современной русской реставрационной школы. К слову сказать, принципы этой школы очень строги (в отличие от, например, американской школы, которая рекламировалась в октябре на фестивале «Зодчество»). Только, к сожалению, уже лет 15 как строгие принципы не в моде, так как на них надо тратить деньги, а потом еще – прилагать умственные и душевные усилия для того, чтобы оценить подлинность результата. Мало кто из обладающих деньгами на такое способен, во всяком случае, пока. Но хорошая, и даже очень, реставрационная школа в нашей стране есть, и не в последнюю очередь – благодаря работам С.С. Подъяпольского.

Примерно ту же роль сыграл Сергей Сергеевич в историографии древнерусской архитектуры. Прежде всего надо сказать, что он писал тексты так же хорошо, как и руководил реставрационными работами – до него это нечасто встречалось, «полевые» исследования проводили одни люди, писали – другие. И, кстати, научил этой универсальности своих учеников. Работы С.С Подъяпольского обозначили в истории архитектуры, как мне кажется, новый этап – этап анализа подлинной информации, без фантазирования и – совершенно – без идеологии, а лишь основываясь на собственных знаниях. Можно, конечно же, сказать, что собственные представления о материале тоже сродни идеологии, но в том-то все и дело, что эти идеи не внешние, навязанные, а внутренние, плод размышлений. Есть в этом шестидесятническая (или семидесятническая?) честность, искренность людей, которых государство оставило в покое и позволило заниматься собственным делом, и они его делали так хорошо, как могли, по-максимуму и ни на что не оглядываясь. В моих глазах Сергей Сергеевич Подъяпольский – человек, которому удалось выразить эту интеллигентскую честность лучше многих, и донести ее до многих, и пронести сквозь девяностые, «заразить» своими убеждениями учеников.

Можно сказать, что сейчас не время для идеализма, он, мол, ушел в прошлое вместе с его представителями и наступает время другой методологии, которая заставит эту уйти в прошлое. Но ведь и методику изучения истории можно оценивать по-разному: можно, например, считать, что подходы сменяются, отрицая друг друга и ничего не заимствуя от предшественников, один за другим, и последующий мало что берет от предыдущего, разве что критикует его в меру сил. Этот взгляд на вещи означает полную свободу идей, но он уж очень постмодернистский, он хорош для литературы, где методики – те же стили, и приятно, когда они сменяют друг друга, как платья на подиуме.

А можно и по-другому смотреть на смену методик, считая каждый честный шаг дополнением имеющихся знаний – тогда возникает преемственность и надежда на то, что сделанная работа не пропадет втуне, а сложится в общую копилку и будет кому-то полезна. Этот подход – жутко романтический и позитивистский, сама история его сто раз уже опровергала, предлагая историкам – а они тоже люди – разные испытания. Но сам подход почему-то все время возрождается, так может, не столь уж он наивен? Так вот мне кажется, что работы С.С.Подъяпольского уже вошли в копилку знаний, и значительная часть их результатов показана на выставке в ЦДА. Есть на что посмотреть тому, кому интересна древнерусская архитектура «московского периода».

Сама выставка – возвращаясь к экспозиции – получилась очень созвучной своему герою, она совершенно лишена помпезности и очень интеллигентна, по-хорошему скромна – просто показывает гигантскую работу и ее исключительные влияние на две сферы – историю и реставрацию. Что характерно – никакого пи-ара у выставки не было вообще, просто друзей пригласили на открытие, и мало кто знает об этой выставке (это – печальное следствие отсутствия пи-ара). А организаторы (созданием выставки занимались ученый секретарь ЦНРПМ Наталья Троскина и доцент кафедры истории архитектуры МАрхИ Сергей Клименко) – даже не подумали назвать себя модным словом «кураторы». Выставка просто делает свое дело, и в этом смысле она тоже жутко романтична, по нашим временам – так просто наивна, но это такая наивность, которая заслуживает уважения.

Выставка продлится до 18 ноября (до вторника) включительно и затем, вероятно, вновь откроется в МАрхИ.

Колокольня Ивана Великого. Реконструкция на начало XVI в. С.С. Подъяпольского. Макет выполнен студентами МАрхИ
Колокольня Ивана Великого. Реконструкция на начало XVI в. С.С. Подъяпольского. Макет выполнен студентами МАрхИ
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Реконструкция С.С. Подъяпольского. Макет выполнен студентами МАрхИ.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Реконструкция С.С. Подъяпольского. Макет выполнен студентами МАрхИ.
Стенд «Итало-русские художественные связи». Внизу справа – С.С. Подъяпольский, Т.Е. Каменева и С.В. Демидов в Италии. 1990-е гг.
Стенд «Итало-русские художественные связи». Внизу справа – С.С. Подъяпольский, Т.Е. Каменева и С.В. Демидов в Италии. 1990-е гг.