Генеральный директор – Любовь Леонтьева; руководитель проекта – Нехмат Самедов; архитекторы – Анна Март, Милана Платонова; соавторы (Команда Фонда развития культуры и искусства) – Гаянэ Умерова, Саидазиз Ишанходжаев, Иван Сорокин, София Юкина
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
От редакции
В мире есть несколько мест, которые своими интерьерами и атмосферой опровергают миф о скором исчезновении бумажных книг (кстати, надо нам в нашем разделе сделать отдельные обзоры с ними!). Попадая в них, ты словно оказываешься в книжном зазеркалье, откуда сложно уйти, потому что они слишком красивые, слишком стильные, слишком удобные, и они полны замечательных книг, которые хочется прочесть именно здесь, сидя за простым или резным деревом столом, под светодиодной лампой или лампой с зеленым абажуром. Антураж может быть любым, а главное, что в этих интерьерах чувствуется особая любовь, или даже культ книги. В интерьере библиотеки, созданной в рамках Бухарской Биеннале, любовь к книгам конкурирует с любовью и уважением к духу места. Под библиотеку была приспособлена часть мечети квартала Поччокули Ходжа (или Ходжа Али, или Ходжа Али Рангрез), построенной в конце XVII и перестроенной в XIX веках. В этой части исторического центра Бухары жили ювелиры, слесари, торговцы тканями. Мечеть была построена на средства местного жителя, поэтому она представляет собой достаточно простое внешне сооружение. Бывший центральный молельный зал, где сейчас была устроена библиотека, перекрыт деревянными балками, покоящимися на четырех изящных деревянных колоннах, ранее стоявших на мраморных базах. Мечеть долгое время не эксплуатировалась и пришла в достаточно плачевное состояние, но благодаря инициативе Фонда развития культуры и искусства Узбекистана () и его руководителя Гаяне Умеровой была проведена реставрация здания, и в преобразованном пространстве открылась новая библиотека. Интерьер библиотеки построен на сочетании тех же самых форм и материалов, которые использованы в конструкциях здания. Из дерева сделаны лаконичные стеллажи, столы и стулья, напоминающие структуру из пересекающихся балок на потолке или каркас, скрытый в толще стен. Мягкая мебель в виде п-образного дивана и нескольких кресел имеет очень простую форму и оббита серовато-бежевой тканью, цветом и фактурой напоминающей оштукатуренные стены бывшей мечети. Дизайн предметов обстановки решен в модернистском ключе, но при этом он не диссонирует с воссозданным историческим интерьером, а наоборот, подчеркивает его. Благодаря сдержанности новых элементов более эффектно смотрятся резные стволы колонн и сотовое заполнение оконных проемов. Цветовыми акцентами в интерьере служат обложки книг, которым вторят орнаменты и цвета нескольких ковров с национальными орнаментами на полу. Единственный вопрос, который хочется задать организаторам Бухарской Биеннале: почему эта библиотека сделана в формате pop-up, то есть временного объекта? Такое замечательное пространство должно стать постоянно действующим. Но это впечатление остается после знакомства со всеми объектами, созданными для биеннале в этом году. Очень хочется, чтобы Бухара стала именно таким городом, каким она предстала перед всеми гостями Биеннале, преобразованная семьюдесятью инсталляциями проектов в удивительный симбиоз древности и современности, искусства и функции, фантазии и реальности. Если вы не смогли побывать в Бухаре этой осенью, вот наш репортаж о Биеннале, который позволит вам хотя бы визуально погрузиться в ее атмосферу.
Описание предоставлено архитекторами
В рамках культурной программы Бухарской Биеннале был разработан проект pop-up библиотеки, разместившейся в самом сердце центральных махаллей города – в здании бывшей мечети Поччокул Ходжа XIX века. Библиотека стала частью инициативы по актуализации исторической среды Бухары. Здание было восстановлено и переосмыслено как современное общественное пространство – открытое, светлое по духу, но бережно относящееся к своему архитектурному контексту. Работая в сжатые сроки, команда сосредоточилась на адаптации здания с минимальным уровнем вмешательства, сохраняя его подлинность.
Основой концепции стал образ топчана – традиционного центра двора и символа общения. Пространство библиотеки формируется вокруг общего ядра, объединяющего посетителей и отсылающего к местной культуре: здесь расположены зоны для чтения и работы. Дизайн был направлен на то, чтобы сохранить пространственный характер исторического интерьера, одновременно наделив его новой общественной функцией. Модульная мебель, стеллажи и световые элементы разрабатывались специально для проекта, чтобы органично вписаться в существующий интерьер, не вступая с ним в визуальное соперничество. Вся мебель изготовлена местными мастерами, а оттенок лака подбирался таким образом, чтобы создавать ощущение естественной принадлежности предметов этому месту – будто они были здесь всегда. Пространство библиотеки также было задумано как многофункциональное: при необходимости помещение легко адаптируется под проведение мастер-классов, кинопоказов или небольших выставок. Гибкая структура позволяет трансформировать зал, сохраняя композиционную цельность.
Открытая библиотека превратила тихий дворик в центре города в оживленное общественное пространство для чтения, общения и встреч. Проект вдохнул новую жизнь в заброшенный уголок, вернул его горожанам и сделал доступным для детей, жителей махаллей и гостей биеннале.