Экспозиция Музея Земства и градостроительной истории (филиала музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»)
Адрес:
Россия,Крапивна.ул. Коммунаров, д. 40
Мастерская:
Бюро музейной сценографии «Метаформа»
Авторский коллектив:
Команда «Метаформы»: кураторы проекта – Виктория Тарасова, Ирина Кирюхина; группа реализации – Никита Маркин, Максим Смагитель, Владимир Трошков; арт-директор – Александр Лашков; редакторы – Анастасия Игнатова, Екатерина Равальдини; продюсер – Анастасия Ханова; средовой дизайнер – Анна Филатова; графический дизайнер – Ольга Александрова.
Команда музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»: Елена Горбылева – специалист отдела развития; Любовь Кравчина – руководитель отдела развития; Ольга Венёвцева – заведующая крапивенским филиалом музея-усадьбы.
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Крапивна находится в часе езды от Тулы и это самый настоящий «уездный город N»: крохотный, с яблонями за заборчиками, гуляющими по улице курицами и магазинами промтоваров, из которых вкусно пахнет мылом. С точки зрения современного туриста Крапивне повезло: она осталась в стороне от железной дороги и сохранила свое провинциальное очарование – бери и снимай фильмы по Чехову или Островскому. Это очарование почувствовал даже итальянский режиссер Тонино Гуэрра, , что нашел в Крапивне свое детство. Вероятно, впечатление опрятного городка, куда хочется приехать на все летние каникулы, Крапивна начала производить не так давно. За последние несколько лет удалось благоустроить исторический центр – за счет победы в конкурсе «Комфортная среда» для малых городов и исторических поселений (проект «Парк уездного периода»). Все популярнее становится Фестиваль Крапивы, который каждое лето привлекает тысячи туристов. А празднование 500-летия Тульского Кремля и городов Засечной черты позволило отреставрировать четыре значимых объекта культурного наследия: Никольский собор, дома купцов Прянчикова и Астафьева, в которых открылись художественные галереи – это на 1000-то местных жителей; а также здание бывшего полицейского управления. Последний объект в городе лучше знают как «Дом с колоннами». За свою историю он успел побыть и семейным гнездом, и школой, и полицейским управлением. А потом вытянул счастливый билет, попав в оперативное управление музея-усадьбы «Ясная Поляна», поскольку был связан еще и с общественной деятельностью Льва Толстого. С 2021 года здесь работает . И если из названия может показаться, что это скучно, то реальность оказывается лучше ожиданий.
Почему земства
Тему для экспозиции предложил . Музеев земства в России еще не было, а через это специфическое явление можно объемно показать отрезок отечественной истории: оно позволяет поговорить о женском образовании, образцовых фасадах и типовой застройке, медицине и почтовой службе, геодезии и мастер-планировании… Есть и такой аргумент: 1864 год, когда была принята Земская реформа, входит в проект .
Земства учреждались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». К их обязательным функциям относились содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов чиновников и чинов полиции и пр. Необязательные функции заключались в «попечении» о народном образовании, медицине и статистике.
На мысль о земствах натолкнула как история самого здания – в нем в XIX веке располагались присутственные места Крапивенского уезда, полицейское управление и казначейство; так и связанная с ним общественная деятельность Льва Толстого, который участвовал в работе органов земского самоуправления и мировых судов, открывал в уезде школы. Экспозиция развернулась в семи залах, рассказывая не только об опыте местного самоуправления в Крапивенском уезде, но и развитии Крапивны от крепости до современного малого города. В будущем музей могут расширить филиалы, развивающие общую идею – аптека, больница, школа.
Как показать земство?
Современный музей, коллекция и концепция которого к тому же создаются с нуля, не может ограничиться хранением и показом исторических артефактов. В материальности и подлинности его главная сила, способная конкурировать за внимание с доступным цифровым контентом, но из-за него же приходится придумывать новые форматы показа, которые позволят переместить посетителя из поверхностных информационных слоев чуть глубже – к смыслам, чувствам, взаимосвязям.
Чтобы определиться с концепцией, заведующая филиалом Ольга Венёвцева и бюро музейной сценографии Метаформа начали с проектных семинаров: команда музея предлагала разделы и слои, а команда музейных проектировщиков показывала, как это может быть реализовано. Первый вал идей постепенно сокращался, как кинолента при монтаже, получая все более ясную структуру и очертания. Задачей бюро Метаформа оказался не только дизайн в части подбора оттенков, мебели, шрифтов и освещения, но и задача «упаковки» информации. Из текстов объемом в десятки тысяч знаков, написанных приглашенными узкими специалистами, нужно было сделать что-то емкое, понятное и в достаточной степени универсальное, чтобы работать на уровне разных посетителей – профессионалов, школьников или случайных туристов.
Часть материала прекрасно уложилась в сопроводительные записки, инфографику и таймлайны, но потребовалось изобретать и новые форматы. Например, чтобы посетитель не заскучал, читая цитаты из произведений литературы, их оформили в виде телефонной книги: можно позвонить какому-либо персонажу, чтобы тот поведал свои мысли о земстве. Говорят, что детей в этой части музея приводит в восторг телефон с дисковым набором. На соседней стене, где показывают отрывки из фильмов, их ждет еще одно открытие – Дэниэл Рэдклифф . Присутствующий в каждом зале интерактив сбалансирован так, чтобы не превратить экспозицию в набор аттракционов. Варианты исполнения разные: от простых, кинетических объектов – когда можно перевернуть герб города, а за ним найти стереофотографию, до цифровых придумок – с голосами, проекциями, списками. Стены залов стали своего рода энциклопедией, в которой рассказ о земствах излагается на трех уровнях – государства, губернии и Крапивны. Ориентироваться помогает цвет: каждому уровню в оформлении соответствует зеленый, синий или розовый шрифты. Дополнительный слой связан с личностью Льва Толстого. Что касается непосредственно дизайнерских решений, команда Метаформы постаралась сохранить дух усадебного дома, подбирая уместные материалы, оттенки и проектируя мебель. Коллекцию помогали собирать друзья музея, местные жители и случайные неравнодушные люди. В ней представлены археологические находки, макеты и чертежи зданий, геодезические инструменты XIX века, документы, касающиеся деятельности полицейского управления и казначейства. Для большей части этих предметов идеальным решением стали выдвижные ящики, которые защищают экспонаты от света, а также сохраняют пространство и добавляют элемент исследовательского опыта. Еще один уровень экспозиции, о котором хочется сказать, – архитектурно-градостроительный. Нельзя утверждать, что земская реформа определяла облик уездных городов, но некоторое влияние все же оказывала: занимаясь строительством дорог, школ и больниц, земства выступали заказчиками архитектуры общественных зданий. Как Виктория Баженова, «за 50 лет в провинции сформировался особый архитектурный язык – простой, функциональный, но вместе с тем очень выразительный». Земства внесли вклад в распространение типовых проектов, которые при этом сохраняли местный колорит. Наверняка эта тема еще ждет своих исследователей.