На днях на появилась информация о проекте в Нижнем Кисловском переулке, 7. Автором дома там называют американское бюро Gregory Tuck Architects, которые уже, с самые недавние годы, спроектировали и реализовали в Москве два других клубных дома: Noble Row на Остоженке и Lion Gate на Цветном.
Новый проект архитектора Така, как и все предыдущие дома, выдержан его предпочитаемом направлении, а именно – отчаянно-точном историзме, который ориентируется, в общем и целом, на отели парижского рококо XVIII века и еще немного на тамошний же бидермайер века XIX. Я была в Lion Gate, эти дома производят удивительное впечатление. Их фасады – полностью из известняка, все как при бароне Османе, резьба тончайшая, ручная, не заводская, вот ведь же находят мастеров. На какие-то фрагменты смотришь: батюшки, ведь чистый Париж, довольно достоверный... Внутри лифты с первого этажа в пентхаус и прочая техническая роскошь аккуратно закамуфлирована роскошью исторической: стуковые, то есть гипсовые, рельефы, камины, белизна, позолота... Я тогда спросила про «умный дом», не ответили, эти люди не берут в руки телефон, у них слуги для этого есть. Боже, подумала я, но промолчала.
Есть одна загогулина в данной разновидности историзма, имплантируемой совершенно непосредственно, безо всяких поправок, из Америки в Москву. Кондиционирование и прочая инженерия занимает довольно много места, и для того, чтобы все это спрятать, стены делают местами непропорционально широкими. Что выглядит странно. И впрямь, сложно в наше время носить кринолин. Но можно. Любителям кринолина – сюда. А таковых, вероятно, найдется, кто с деньгами купит квартиру и будет командовать слугами, ну а кто простой москвич с особенным интересом к целостности исторической части города – так просто может прийти, полюбоваться. Вкусам консерваторов дома Така отвечают хорошо. Дом планируется построить непосредственно за особняком Арсения Морозова, того, что с ракушками на фасадах – экскурсоводы рассказывают легенду, что после его строительства мать Варвара, подарившая Арсению участок, сообщила: раньше только она знала, что он дурак, а теперь вся Москва это знает... Но то было в самом конце XIX века, а теперь дом стоит как влитой и в сознании горожан занимает, надо думать, значительное место. Никакой там критики, которую могла себе позволить мать Варвара.
С другой стороны от участка в Нижнем Кисловском – не менее знаменитый Дом Моссельпрома, который архитекторы и урбанисты любят приводить в качестве раннего примера московского «тучереза»: хотя его не стразу удалось построить, сначала дом упал, но уже в 1920-е годы там было целых 10 этажей.
Словом, надо ли говорить, что Арбатская площадь – место контрастов. И вот прибыло бойцов на стороне историзма. Уверена, читателям понравится, настоящий историзм, да еще и каменный. Это вам не металлическая гостиница какая-нибудь. Да, вероятно, Арсению Морозову тоже придется по вкусу... Или все же нет? Он для своего времени то был, в своем роде, скорее, новатор.