В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Сообщение об окончательном сносе здания появились в начале октября. На Викимапии здание уже снесенным. Николай Васильев в «Проекте Балтия» кинотеатру некролог.
Сообщая об утрате кинотеатра, движение Архнадзор учитывать наличие у проекта госпремий в процессе оценки возможности наделения зданий статусом ОКН. Или ввести в закон норму о запрете сноса премированных произведений. Повод – кинотеатр «Энтузаист» 1973–1977 годов проектирования/постройки (мастерская № 4 МНИИТЭП: архитекторы В. Атанов, В. Беккер, Е. Хлыстова; инженеры В. Ковалёв, В. Дихтенко, Л. Максимова) был награжден госпремией РСФСР в 1980 году. Неудивительно: элегантное здание, построенное с немалыми усилиями на окраине расширенной до МКАДа Москвы как культурный центр Калининского, в то время, района.
Идея хорошая, интересно – если получится – лауреаты премии мэра Москвы будут считаться охраняемыми или нет? Было бы интересно!
Разговоры о сносе «Энтузиаста» идут давно, с 2013 года, с этого же времени жители и активисты боролись за сохранение здания. В 2016–2020 его отдать под культурный центр Татарстана, но к 2021 году эти планы отменились. Собственно снос начался год (!) назад, осенью 2024. Теперь дело сделано и на месте кинотеатра собираются строить молодежный культурный центр: «Устаревшее здание кинотеатра «Энтузиаст» 1977 года постройки трансформируют в современный высокотехнологичный центр», – нам префектура ВАО. Обещают: «мультиформатный центр с панорамным остеклением и трансформируемыми помещениями. Здесь обустроят: просторный атриум с коворкинг-зоной; кинозал и кафе; многофункциональные площадки для концертов и лекций; танцевальные залы».
Всё бы хорошо, но если мы сравним два проекта: семидесятых и современный, новый проект – то между ними наблюдается отчетливый эстетический дисбаланс не в пользу последнего. Наблюдается отчетливый регресс. А хотелось бы прогресса.
Дело вот в чем. Снесенное здание было, действительно, авторским: в одной своей части почти Третьяковка на Крымском валу, с внутренним двором; в другой крупный цилиндр. Воздушная галерея из редких тонких опор – и массивная стереометрия собственно киноконцертного зала. Консоли такие, которым и сейчас многие авторы позавидовали бы. Словом, полноценное такое произведение. А вот о , которое придет ему на смену, такого не скажешь. Ну то есть как не скажешь, пока что нам известен только один фасад без вида сверху, но уже достаточно ясно, что никакой заметной преемственности между снесенным и новым зданием нет. Новое здание, особенно в фасадной части, больше напоминает ФОК из тех, что давно вошли в московскую практику. Оно обычное. Визуально более архаичное, нежели культурные центры Аманды Ливит, силами компании ADG наводнившие Москву. К нему несложно приклеить ярлык рядового. Что с практической точки зрения не плохо, но с эстетической – возникают сомнения.
Некоторую связку со старым зданием – хотя для того, чтобы убедиться в сохранении хотя бы его части, нужно исследовать ситуацию глубже – создает центральная лестница атриума, она к лестнице утраченного здания. Хотя стена из ракушечника, вероятнее всего, абсолютно новая и представляет собой, как и панно, отсылку к модернизму вообще. Хорошо, что это сделано, но в данном случае, кажется – очень мало. Как-то чисто символически.
Авторство нового проекта пока что не известно. Но интерьеры, особенно вестибюлей, лучше, чем фасады, они обладают «джентльменским набором», как-то атриумом и ресепшном, – и неким узнаваемым визуалом: это нормальные, и отчасти даже модные решения, но и они недалеки от оскомины. Интерьеры утраченного кинотеатра тоже были, увы, оригинальнее. Особенно хочется «соты» потолка и ребристые, вероятно, акустические стены кинконцертного зала.
А ведь можно было бы сохранить его как памятник истории района. Вряд ли там много авторских зданий, особенно с таким исключительным силуэтом. Можно бы было даже переосмыслить, но сохранив и «экспонировав» интересное. Да ладно, было бы можно даже снести и новое построить – но тогда бы уж что-нибудь выразительное, а? Заметное. Как любила говорить моя бабушка: как не стыдно, в Москве же живем.