Сегодня на месте «Большой глины № 4» швейцарского художника Урса Фишера, которая простояла у Дома культуры «ГЭС-2» четыре года, появился новый временный объект: красная версия скульптуры «Садовая лопатка». Ее авторы – супруги Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген, которые жили и работали в США. Художники создавали скульптуры в виде многократно увеличенных обыденных предметов: рожка мороженого, бельевой прищепки, английской булавки, волана для бадминтона.
 Высота лопатки – семь метров. Она изготовлена из нержавеющей стали, алюминия, стеклопластика и покрыта эмалевой краской. Вес скульптуры – почти 900 кг.
 Принцип ротации художественных работ соответствует замыслу архитектора Ренцо Пьяно, согласно которому территория вокруг Дома культуры служит органическим продолжением здания и его программы, местом взаимодействия между искусством, зрителями и городом. Как поясняет Дом культуры, «это не просто замена одной инсталляции на другую, а продолжение диалога об искусстве в городской среде».
 Франческо Бонами, куратор, художественный критик Если «Большая глина №4» была скульптурой из палеолита, данью уважения нетронутой, первородной материи, то «Садовая лопатка» – шаг к эпохе неолита, когда люди, осев, стали планировать будущее и растить урожай. Чем обусловлен такой переход? Тем, что культура не стоит на месте. Она меняется и развивается, в том числе используя иронию как движущую силу. Лопатка – не просто инструмент для работы в саду. Это произведение предлагает нам культивировать новое, чтобы оставить свой след в истории. «Садовая лопатка» воплощает вечную связь культуры с землей, с людьми, с общечеловеческими ритуалами. Это сильный, шутливый и понятный художественный жест.
 «Большая глина» переехала к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте. «Садовая лопатка» тоже будет находиться у «ГЭС-2» временно, но как долго – неизвестно. Появление новой скульптуры знаменует запуск новой программной инициативы с участием российских и международных художников, посвященной паблик-арту.
 «Садовая лопатка», созданная в 2001 году, находится в частной коллекции и представлена в России впервые. Ее дебютом стала выставка «Олденбург и ван Брюгген на крыше» в Метрополитен-музее в 2002 году. А в Москву лопатка приехала из штата Айова, США, где экспонировалась на территории штаб-квартиры компании Meredith Corporation, издающей журналы «Успешное фермерство» и «Лучшие дома и сады». Всего существует три экземпляра красной «Садовой лопатки» образца 2001 года и одна синяя – она была установлена у Рокфеллер-центра на Пятой авеню как символ постпандемийного возрождения. Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2»Фотография © Глеб Леонов / предоставлена Дом культуры «ГЭС-2»
|