Архитектурная концепция – Chapman Taylor и CT Architects; разработка проекта и контроль строительных работ на предмет соответствия концепции – CT Architects; инженерные системы – Buro Happold; консультанты по музейному планированию – Lord Cultural Resources
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Музей, основанный предпринимателем, меценатом и коллекционером Нурланом Смагуловым, торжественно открылся в сентябре этого года. Авторы проекта – британское бюро Chapman Taylor и его правопреемник на территории России – бюро CT Architects. Бизнес был выкуплен российским менеджментом в 2024 году в рамках management buyout с сохранением проектной команды, стандартов работы и профессионального портфолио, которое офис наработал за 20 лет существования на рынке России и СНГ.
Работа над музеем началась в 2021 году, когда CT Architects еще являлись московским офисом международной компании Chapman Taylor, и продолжалась безостановочно во все время процедуры management buyout и до настоящего времени. Здание построено близко к центральной части города, рядом с Алматинским театром, открывшимся в 2022 году. По одну сторону от него тянется заснеженный хребет Заилийский Алатау – часть Тянь-Шаня. По другую – стеклянные башни делового центра «Нурлы-Тау», одного из самых высоких в городе комплексов.
Контраст природных и рукотворных вершин определил концепцию. На стадии массинга архитекторы взяли за основу два L-образных объема. Их виртуальное сопряжение, можно сказать, вызвало тектонические сдвиги: породило динамичные складки, а также «сплав» двух начал, разница которых подчеркнута материалами – 0дин из объемов облицован юрским известняком, а второй выполнен из алюминия. Окна, балконы, террасы, а также ниши и галереи развивают выбранную тему, напоминая входы в пещеру или следы эрозии горных пород. Еще одна отсылка к природе Казахстана – это центральный атриум – своего рода крытая улица, которая пересекает здание и прорезает его на всю высоту, порождая сходство с Чарынским каньоном. «Рельеф» пространства усложняют многочисленные балконы и террасы, которые создают плавный переход от внутренних пространств к наружным. Площадь вестибюля – 1112 м², он также играет роль дополнительного выставочного зала. «Каньон» начинается и заканчивается 12-метровым остеклением входной зоны. Схожих габаритов «экраны» есть и в выставочных залах. Крупноразмерные стеклопакеты снабжены солнцезащитным покрытием, которое защищает экспонаты и не позволяет помещениям перегреваться. За инженерные системы в проекте отвечала британская компания Buro Happold.
Консультантами по музейному планированию выступили специалисты Lord Cultural Resources. Из коллекции Нурлана Смагулова в фонды музея было отобрано 700 произведений искусства из Казахстана, других стран Центральной Азии и иных регионов.
На первом этаже расположены просторные выставочные пространства с высотой потолка до 12 метров: залы «Ұлы дала» («Великая степь»), «Сарыарқа» («Желтый хребет»), а также отдельный зал площадью 550 м², посвященный художнику Ричарду Серра. Второй этаж занимают экспозиции Яёи Кусамы, Билла Виолы и Ансельма Кифера. Последний этаж представляет собой пространство-трансформер площадью 180 м², которое можно адаптировать под различные мероприятия и экспозиции. Также музей включает фондохранилище, реставрационную мастерскую, креативное пространство «Шеберхана», библиотеку, кафе и магазин. Лестницы и амфитеатры соединяют здание с благоустроенной озелененной площадью, где экспозиция продолжает разворачиваться: перед музеем установлено несколько скульптур и инсталляций современных авторов.