Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.06.2025

Памяти Леона Крие

Лара Копылова

Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).

В 1970-х Леон Крие начал возрождение традиционного города, по структуре и эстетике подобного историческому, но отвечающего на современные задачи. Теперь таких городов в мире около 600. Сам Леон создал британский город Паундбери, Кайалá и другие подобные кварталы в Гватемале; сейчас строятся его города в Великобритании и Мексике. Он заложил основы движения Нового урбанизма – это целительная глобальная архитектурная идея нашего времени. В 2003 Леон Крие стал лауреатом Премии Ричарда Дрихауса (аналог Нобелевской в области традиционной архитектуры и градостроительства), он обладатель множества других наград, в том числе в 1997 – серебряной медали Премии Эжена Каррьера, присуждаемой Французской академией, за книгу «Архитектура. Выбор или судьба». Он был профессором Йельского и Принстонского университетов, Королевского колледжа искусств в Лондоне и Архитектурной школы Университета Нотр-Дам в Чикаго.
 

Паундбери. Площадь Королевы-Матери
Паундбери. Площадь Королевы-Матери
Фото: Léon Krier via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Постулаты Нового урбанизма изложены Леоном Крие в лекциях, статьях и книгах. Основная работа – «Архитектура. Выбор или судьба» – вышла в 1996, переведена на восемь языков и до сих пор остается актуальной. В ней модель Нового урбанизма и классического города в целом обоснована не только с архитектурной и эстетической, но и с символической, политической, социологической, экологической точек зрения. Крие отвергает функциональное зонирование города, провозглашенное Ле Корбюзье в Афинской хартии (1933), и предлагает альтернативу бесконтрольному росту городов и их безликости. В книге последовательно проводятся принципы квартальной схемы, традиционной планировки, полицентричности, 10-минутной пешеходной доступности основных функций, сочетания в городе вернакулярной[1] застройки для жилых домов и ордерной архитектуры (зданий-памятников) – для общественных пространств. Крие также обосновывает идею города как итога общественного консенсуса[2].
 
Паундбери. Вид одного из районов с птичьего полета
Паундбери. Вид одного из районов с птичьего полета
Паундбери. План Предоставлено бюро Леона Крие
Паундбери. План
Предоставлено бюро Леона Крие

Убедительной реализацией этих идей стал город Паундбери в британском графстве Дорсет (1988–2025). Он был спроектирован Леоном Крие под патронажем принца Чарльза (ныне короля Карла III). Паундбери состоит из четырех «деревень», каждая со своей центральной площадью, также создана общая для всего города площадь Королевы-Матери. Двух- и трехэтажные дома с двускатными крышами, облицованные кирпичом и штукатуркой, отделанные камнем, с частными, типично английскими, входами-портиками, создали идеализированную атмосферу, которая привлекла людей (по социальным опросам 85 % жителей довольны, что сюда переехали). Паундбери полностью соответствует теоретическим постулатам, изложенным позже в Хартии Нового урбанизма (1996). Жилье здесь перемешано с такими повседневными функциями, как магазины, аптеки, банк, почта и т. д., которые находятся в пешеходной доступности от жилых домов. Здесь были созданы рабочие места, составляющие примерно половину от числа жителей (4 500 человек). Социальный состав жителей также разнообразен: в Паундбери 35 % социального жилья, причем по внешнему виду оно не отличается от остального, вполне респектабельного.
 
Паундбери
Паундбери
Фото © Ben Pentreath

В Паундбери сконцентрировано множество новых «зеленых» технологий. Энергоэффективность экологических домов, имеющих солнечные батареи на крыше и системы сбора осадков для технических нужд, возросла на 50 %. Все они получили сертификаты авторитетной международной системы сертификации зеленых зданий BREEAM с оценкой «превосходно». Паундбери стал местом паломничества для экологически ориентированных архитекторов и строителей.
 
Паундбери Фото © Ben Pentreath
Паундбери
Фото © Ben Pentreath
Паундбери Фото © Ben Pentreath
Паундбери
Фото © Ben Pentreath

Леон Крие видел философскую основу экологической идеи. Он считал, что глобальный мир находится в критической точке: «Мы должны вернуться к использованию местных натуральных строительных материалов, [потреблению] местных продуктов, к работе маленьких местных компаний, к планированию маленьких городов, которые насыщаются непосредственным окружением, строить здания, адаптированные к местному климату, снижая распространение СО2 <…> Небольшие местные строительные компании, строившие Паундбери, выжили во время экономического кризиса <...> Модернизм с его эксцессами – продукт экономики, зависимой от ископаемых ресурсов <…> Мы буквально находимся в нефтяном запое. Как только энергия станет менее доступной, все наши экономические проекты, основанные на безопасном росте, придут к окончательному кризису <...> Мы (человечество – примечание автора статьи) распространились по планете, но у нас нет философской модели, чтобы понять, что мы делаем и что хотим делать <...> Это как если бы вам снилось, что вы падаете и только что осознали, что у вас нет парашюта, чтобы справиться с шоком. Нет плана Б. Такие интеллектуалы, сплотившиеся вокруг движения Нового урбанизма, как Андрес Дюани или Джеймс Канстлер, понимают вызов во всей его глобальности, но для того, чтобы это стало глобальной повесткой, надо пройти долгий путь»[3].
 
Паундбери
Паундбери
Фото © Ben Pentreath

Надо сказать, что на этом пути с 1980-х движением Нового урбанизма были достигнуты некоторые результаты. Например, во Франции уже несколько городов по 30 с лишним тысяч жителей построены в русле традиционной архитектуры. Есть такие города в России, США, Германии, Нидерландах, Китае, Мексике, Гватемале, Норвегии, Швеции, Италии, Испании и так далее.
 
Паундбери. Магазины
Паундбери. Магазины
Фото: tpholland via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0 Attribution 2.0 Generic

Другие градостроительные проекты Леона Крие – квартал Кайалá в городе Гватемала, Фоли-Уотерсайд в Англии, Эренсия-де-Альенде в Мексике – развивают эти идеи, причем их застройка почти всегда ориентирована на традиционную архитектуру данной местности. Разве что в Фоли-Уотерсайд, где соавтором Крие стал его ученик Бен Пентритт, можно усмотреть влияние современной российской традиционной архитектуры, коей Леон Крие являлся доброжелательным ценителем.
 
Квартал Кайалá в городе Гватемала Фото: Vicente Aguirre via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Квартал Кайалá в городе Гватемала
Фото: Vicente Aguirre via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Квартал Кайалá в городе Гватемала Фото: Rene Hernandez via flickr.com. Лицензия CC BY-SA 2.0 Attribution-ShareAlike 2.0 Generic
Квартал Кайалá в городе Гватемала
Фото: Rene Hernandez via flickr.com. Лицензия CC BY-SA 2.0 Attribution-ShareAlike 2.0 Generic

Мне довелось общаться с Леоном Крие, потому что он был одним из главных героев моей диссертации про современный традиционный город. Он положительно отзывался о российских архитекторах-традиционалистах, выдвинул их на Премию Дрихауса, видел в их работах «живой язык в руках таланта и любви». Он знал философию традиционного направления и дружил с ее представителями, впрочем, критикуя их по отдельным вопросам. В книге «Архитектура сообщества» (2009) он сформулировал категорический императив архитектора (по аналогии с императивом Канта) – строить надо так, чтобы люди, которых ты любишь, и ты сам могли жить в этой архитектуре – и соблюдал этот императив.
 
Собственный дом Леона Крие на юге Франции
Собственный дом Леона Крие на юге Франции
Предоставлено бюро Леона Крие

На фото – интерьер старого дома на юге Франции, недалеко от древнеримского акведука Пон-дю-Гар, который он реконструировал и в 2010-х жил. Леон Крие был католиком до 15 лет, потом стал менее воцерковленным человеком, но его честное понимание мировых событий и творческое служение – глубоко гуманистические и христианские. В последние годы Леон Крие жил в Испании, на Майорке, вместе со своей женой и соратницей Ирен, с которой они были вместе 50 лет.
 
[1] В зарубежной науке сторонники принципов традиционного города и Нового урбанизма рядовую, фоновую городскую застройку, исторически характерную для данной местности, созданную по возможности из местных материалов, называют вернакуляром. В частности, Леон Крие пишет: «Классика и вернакуляр контрастируют как коллективное и индивидуальное, памятник и городская ткань, дворец и дом, публичное и домашнее». Krier L. Classical architecture and vernacular building // New classicism. New York, Rizzoli. 1990. P. 45. В данном исследовании термин «вернакуляр» употребляется в этом значении.
[2] Krier L. Architecture. Choix ou Fatalite. Paris, Editions Norma, 1996.
[3]      «The Artisan Architect». Leon Krier interviewed by Jeffrey Inaba and Justin Fowler // C-LAB. Volume 29: The Urban Conspiracy, 2011.