Его планируется благоустроить по программе «Парки в лесу» Московской области, рассчитанной на 2025–2026 годы.
Общая площадь леса 64 га, работы так или иначе планируют распространить на 40 га, расположенные между жилой застройкой на берегу Волги и Объединенным институтом ядерных исследований. Планы благоустройства, особенно активные на территории 13.6 га, включают: прокладку асфальто-бетонных дорожек и тропинок, инженерных сетей, строительство парковок, пунктов питания, МАФов на различных покрытиях, некапитальных, согласно терминологии Градкодекса, строений: кафе, туалетов, отапливаемых павильонов и прочего. А также тюбинговую горку, входные группы со встроенными помещениями; а также согласно ТЗ, как сообщает наш источник, тренировочный комплекс для сноубордистов и лыжную базу.
Однако активисты и многие жители города выступили против обещанных новаций. Собрано более 8.5 тысяч подписей против благоустройства леса. Написано много писем в разные инстанции: органы власти всех уровней, прокуратуры всех уровней, ФСБ, ФАС и прочие. Ответы – в основном нейтральные «отписки», – говорят общественники.
Протесты есть, а проекта, надо сказать, пока нет. Тендер на проектирование выиграла компания «Смарт сити проект».
Лес в Дубне. Желтые ирисы
Предоставлено Еленой Злобиной
Лес в Дубне. Вид с высоты птичьего полета
Предоставлено Еленой Злобиной
Аргументы противников благоустройства леса – следующие.
Леса, называемый Чернореченским, включен в категорию «городского леса» I категории (утверждающий это лесотехнический регламент действует до 2028 года). В нем зафиксировано около 20 краснокнижных видов. Среди уникальных биологических экосистем называют Тяпкино болото и исток реки Черная, давшей одно из названий городской территории.
Лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Границы проекта благоустройства, лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Второй аргумент – лес изначально планировался как санитарно-защитная зона, буфер между жильем и институтом ядерных исследований, с этой целью его сажали в 1970-е. В институте расположен реактор IBR‑2, сверхмощная нейтронная вспышка, быстрый импульсный реактор, настоящий ядерный, хотя совсем не такой, как АЭС. Редкий. Но все же ядерный; I класс опасности согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200‑03. Требуют минимум 1 км от границ реактора. Интересная тема...
Третий аргумент: прокладка инженерных сетей может повредить корни деревьев.
Лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Четвертый аргумент скорее внепрофессиональный: многие возмущены объемом инвестиций в 1 млрд.
Еще один аргумент: для занятий беговыми лыжами лучше поверхность грунта, чем ровная дорожка.
Вообще говоря, жители не хотят изменений своего «дикого» леса. Многие знали его с детства и ценят с том виде, в каком он пребывает сейчас. Это желание можно понять, тем более что красные метки на качественных деревьях, замеченные осенью 2024 года, заставляют подозревать планы вырубки. Хотя вырубку здоровых деревьев в охранной зоне закон не разрешает.
Лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Лес в Дубне
Предоставлено Еленой Злобиной
Итак, городской лес I категории. Но до 2028 года. Какой статус он получит позднее, неизвестно. По кодексу, в защитных лесах такой категории запрещено – строительство капитальных объектов, за исключением: велосипедных, велопешеходных и пешеходных дорожек; беговых, лыжных и роллерных трасс; гидротехнических сооружений, необходимых для природоохранных задач.
А вот жители хотят именно лес. Оставить все как было. Они привыкли к своему наукограду, где можно кататься среди сосен на лыжах. У них тут воспоминания детства. Довольно часто с разных сторон от людей раздаются призывы: не трогайте ничего! Нам и так хорошо, и кроме того, мы не можем понять, куда так много денег. Вы что, весь лес вырубите? Вы вроде не имеете права? Нет ответа. На самом деле, может и не вырубят, потому что, правда, нельзя по закону, а его не так просто обойти.
Но вот привычная морфология наукограда это жилье и рядом дикий лес, грибы там, ягоды, родная наша дичь.
Так может, благоустроить улицы и дворы? А лес не трогать? Он, вроде бы, и так хорош. Что-то подобное сделали в Пироговском лесу на границе Мытищ: проложили велодорожку по контуру ближе к городской части. А в середине оставили все как есть, даже советскую, взломанную временем, асфальтовую дорогу. Но целостность природного леса там сохранена, это правда.
Попросили ИИ сделать сравнение статусов городского леса I категории и ООПТ, получилось довольно похоже:
Анализ Chat GPT 4.0
Вообще говоря, в этой истории пока что многое не ясно, так как нет проекта и не на что смотреть. Активисты резонно возражают: а потом будет поздно, нас никто не слушает, от нас отмахиваются. И надо сказать, они правы. Современное благоустройство включает, как азбуку, работу с жителями. Настоящую. В которой слушают, безусловно, не только активистов, а делают представительную выборку. Ну и где она.