Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.06.2025

Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО

Наталья Коряковская
Объект:
Проект «Мыс»
Адрес:
Россия, Московская область, Ликино.
Архитектор:
Евгений Зеленов
Энди Сноу
Дмитрий Сухов
Мастерская:
ZROBIM architects
Архитектурная лаборатория Polygon
Генпро
Авторский коллектив:
Архитектурно-градостроительная концепция: Генпро
Девелопер: MR Grouop

На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий и освещены тенденции в архитектуре паркингов. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.

IX Форум проектировщиков Московской области – ежегодное мероприятие Мособлархитектуры, проводимое при поддержке Союза архитекторов России и Ассоциации проектировщиков Подмосковья, – прошел 30 мая в Центральном доме архитектора. 

Главной темой стало комплексное развитие территории на объектах премиум-класса, ранее в Московской области не встречавшееся.

Премиум за МКАДом: новый масштаб
Дискуссия о возможности создания премиальных объектов в Московской области развернулась на примере комплекса «Мыс» компании MR Group в Одинцовском городском округе. Комплекс на территории около 50 га достаточно велик, чтобы его можно было назвать мини-городом, и позиционируется как «первый масштабный премиальный проект в Подмосковье». Он совмещает среднеэтажную застройку авторства Genpro и таунхаусы с коттеджами от Zrobim architects.

По словам представителей девелопера, комплекс «Мыс» возник в ответ на запрос московского среднего класса в сегменте премиум и бизнес. Он ориентирован на семейный формат: создание многофункционального городского пространства, где современная многодетная семья найдет как просторную квартиру, так и все необходимое в 15-минутной доступности: школу и детские сады, дворец спорта, медицинское обслуживание и досуговые центры. Плюс пешеходные маршруты для прогулок на природе протяженностью 10 км и еще 5 км велодорожек. Микс «урбан-блоков» и клубных домов с малоэтажными таунахусами и индивидуальными домами позволяет создать необходимую инфраструктуру, недостижимую в проектах чистого ИЖС.
Проект «Мыс» © MR Group
Проект «Мыс»
© MR Group
Проект «Мыс» © MR Group
Проект «Мыс»
© MR Group
Проект «Мыс» © Генпро / MR Group
Проект «Мыс»
© Генпро / MR Group
Проект «Мыс». Дворец спорта © MR Group
Проект «Мыс». Дворец спорта
© MR Group

По словам главного архитектора МО Александры Кузьминой, «...работа получилась комплексной и многоаспектной, в духе тенденций, развитие которых активно стимулирует Мособлархитектура и правительство области. Еще недавно такой подход не был предусмотрен законодательством, а сейчас это – ведущая тенденция, и радостно видеть отклик на наш запрос, видеть, что застройщик внимательно изучает все, что происходит на соседних территориях. В проекте сформулирован убедительный подход к среднему масштабу градостроительства: стадии, на которой мы, в сущности, создаем новые города. Только так можно двигаться вперед».
Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области
Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области
Фотография предоставлена Мособлархитектурой

В проекте, в частности, предложены ответы на такие градостроительные вызовы, как высокая плотность, резкие переходы от высокоэтажной к малоэтажной застройке, ограничения из-за границ с государственным жилым фондом и разделение участков федеральными трассами. Выход нашли в плавном изменении этажности, каскадной организации пространства и интеграции природной среды в застройку.
Проект «Мыс». Градконцепция. Общий план застройки © Генпро, MR Group
Проект «Мыс». Градконцепция. Общий план застройки
© Генпро, MR Group
Проект «Мыс». Генплан © MR Group
Проект «Мыс». Генплан
© MR Group
Проект «Мыс». Генплан © MR Group
Проект «Мыс». Генплан
© MR Group

Из архитектурных особенностей комплекса выделяются террасы, которыми оборудована значительная часть квартир. И сами квартиры получили  разнообразные и очень детально продуманные планировки, вплоть до полной расстановки мебели, учитывающей потребности современной семьи. 

«Мыс» – первый опыт MR Goup в сфере загородной недвижимости, и, по словам главного архитектора области, проектирование не было простым; так, в процессе пришлось внести изменения в ППТ, утвержденный на федеральном уровне, что заняло значительное время. 
Проект «Мыс». Клубные дома © MR Group
Проект «Мыс». Клубные дома
© MR Group
Проект «Мыс». Таунхаусы © MR Group
Проект «Мыс». Таунхаусы
© MR Group
Проект «Мыс». Форматы жилья. Тунхаусы © ZROBIM architects, MR Group
Проект «Мыс». Форматы жилья. Тунхаусы
© ZROBIM architects, MR Group
Проект «Мыс». Форматы жилья. Коттеджи © ZROBIM architects, MR Group
Проект «Мыс». Форматы жилья. Коттеджи
© ZROBIM architects, MR Group

Александра Кузьмина  подчеркнула важность учета всех градорегулировочных ограничений на стадии планирования и необходимость их включения в дорожные карты проекта. Успех стал возможен благодаря готовности всех участников к изменениям и совместной работе, отказу от жестких концепций в пользу гибкого реагирования на изменяющиеся условия.
***

Еще одной темой форума стали изменения в Региональных нормах градостроительного проектирования (РНГП) за 2024–2025 годы. 
Форум проектировщиков Московской области, 2025
Форум проектировщиков Московской области, 2025
Фотография предоставлена Мособлархитектурой
Цифровой ППТ
Параллельно с изменением норм в Московской области активно внедряется цифровизация документооборота. Дмитрий Гриднев, заместитель генерального директора ЗАО «НИиПИ ИГСП», представил концепцию цифрового ППТ – алгоритмической модели, способной интегрироваться с искусственным интеллектом. «Это может позволить автоматически формировать утверждаемую часть документации, осуществлять проверку на соответствие нормативам и комплектность, автоматически формировать презентационные материалы», – объяснил эксперт. Цифровой ППТ должен устранить проблемы, связанные с работой в различных системах координат и сложностями интеграции ранее утвержденной документации.
Исследования и методические рекомендации: научный подход к практике
Практические рекомендации Мособлархитектура стремится сочетать с теорией – выпущено специальное исследование, посвященное новым подходам к проектированию общественных объектов. Оно, по словам главного архитектора области, дает ответ на вопрос об инструментах, способных «дать территории другое звучание», насытить ее полезными функциями. 

В работе систематизированы основные тренды в создании общественных пространств, показаны зарубежные кейсы и так называемые «точки роста» Подмосковья – объекты-магниты, влияющие на развитие окружающих районов.

Среди них много редевелопмента, к примеру, проект «Город на Острове» в Наро-Фоминске, арт-квартал «Фабрика 1830» в Балашихе, «Патефонка» в Коломне, «Энергомаш Парк» в Чехове, фабрика Рабенека в Королеве. 
Зарайск, водонапорная башня как центральный объект нового благоустройства
Зарайск, водонапорная башня как центральный объект нового благоустройства
Изображение предоставлено Мособлархитектурой

Впрочем, далеко не только объекты с культурно-развлекательной функцией способны выступить в роли драйверов развития территорий, подчеркнул Илья Машков, председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области. Он рассказал, что в каталог лучших решений объектов нежилого назначения Подмосковья, сопровождаемый детальным анализом их архитектурных и функциональных характеристик, вошли также спортивные и гостиничные проекты, рестораны и торговые центры. 

Специальные рекомендации касаются проектирования многоэтажных паркингов, их на форуме представил архитектор Станислав Кулиш, член Архитектурной комиссии МО. 
Станислав Кулиш, архитектор, член Архитектурной комиссии
Станислав Кулиш, архитектор, член Архитектурной комиссии
Фотография предоставлена Мособлархитектурой

Паркинги – показательный кейс, отзывающийся болью «вторичности», если не сказать уродства, но они присутствуют практически в каждом жилом проекте. Нынешние рекомендации, а еще ранее принятые Московской областью изменения нормативов, призваны вывести из тени «эту анти-архитектуру» и раскрыть возможности для проектирования паркингов как важных элементов городского пространства, а не просто «мест хранения». 

Основная проблема существующих паркингов, по словам Кулиша, заключается в их диссонансе с городской средой. Многие из них выглядят скорее как инженерные сооружения и откровенно портят общее восприятие территории. Не менее важная проблема – непродуманная организация пространства внутри: неудачное расположение въездов и выездов, отсутствие безопасных пешеходных маршрутов, проблема засветки фарами в окна жилых домов – все это следствие формального подхода к проектированию, когда архитекторы думают только о размещении максимального количества машиномест. Кроме того, до недавнего времени упускалась социальная роль паркингов в городской среде. Из-за того, что первые этажи оставались пустыми, идя мимо гаражей в темное время суток, по словам Александры Кузьминой, возникали опасения «получить трубой по голове». 
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025 Изображение предоставлено Мособлархитектурой
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025
Изображение предоставлено Мособлархитектурой
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025 Изображение предоставлено Мособлархитектурой
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025
Изображение предоставлено Мособлархитектурой
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025 Изображение предоставлено Мособлархитектурой
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025
Изображение предоставлено Мособлархитектурой

Методические рекомендации предлагают комплексный подход к проектированию, основанный на четырех ключевых принципах. Интеграция в городскую среду начинается с продуманного размещения паркинга на генплане, минимизирующего «визуальное давление» на жилую застройку. Архитектурный облик паркинга должен отходить от концепции «голого» бетонного каркаса в пользу выразительных фасадных решений. Деревянные ламели, перфорированные панели, комбинации различных материалов – все это позволяет создать индивидуальные дизайн-решения и привязаться к стилистике конкретного района.

Для безопасности внутри создаются выделенные зоны для перемещения людей, исключающие пересечение с автомобильными потоками. Важную роль играет качественная разметка и навигация, упрощающая поиск автомобиля. Для защиты жилых окон от света фар применяются экраны, жалюзи или матовые ограждения. При этом соблюдение норм пожарной безопасности не должно идти в ущерб архитектурным решениям.
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025
Каталог проектов паркингов / Мособлархитектура, 2025
Изображение предоставлено Мособлархитектурой

Функциональное наполнение предполагает активное использование первых этажей для размещения коммерческих и социальных объектов. Магазины, сервисы, электрозарядки – интегрируются в концепцию 15-минутного города и превращают паркинги из зон отчуждения в объекты притяжения. Этому должен способствовать и выбор материалов и конструкций: для первых этажей рекомендуются прочные антивандальные материалы, такие как фибробетон или металлические кассеты толщиной от 2 мм. Перспективные направления – эксперименты с деревянными конструкциями для малоэтажных паркингов и применение современных фасадных систем с улучшенной шумо- и теплоизоляцией.

Методические рекомендации представляют собой не жесткий стандарт, а набор принципов, позволяющих создавать паркинги нового поколения. По словам Александры Кузьминой, многоэтажный паркинг – это не «неизбежное зло», а возможность для архитектурного творчества. Изменение подхода к проектированию этих и других объектов нежилого назначения может существенно повлиять на качество городской среды в целом, превратив утилитарные сооружения в полноценные элементы архитектурного ансамбля города.

Полная версия исследования доступна на сайте Мособлархитектуры в разделе методических пособий.