Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Спецпроект Арх Москвы NEXT – один из наших любимых: в экспозиции участвует десяток молодых бюро, уже накопивших достаточный опыт, но сохранивших задор юности и желание заявлять о себе. С прошлого года отбор проводится на конкурсной основе, и после объявления опен-колла организаторы получили 35 заявок из 14 городов России. Первую пятерку финалистов определило жюри, вторую – куратор спецпроекта, декан Архитектурной школы МАРШ Никита Токарев. Кураторским же решением в список попал независимый журнал ЛОКУС, и с аргументацией мы полностью согласны: анализ, формулирование и рефлексия архитектуре только на пользу.
Тема спецпроекта в этот раз звучала как «Места и события»: участникам предложили поразмышлять о том, что превращает пустырь в значимое место, и как из произвольного отрезка времени создать событие. Поскольку без присутствия человека не живет и архитектура, все инсталляции были интерактивные. Многих объединила ностальгия по студенческим временам, а также использование игровых техник.
Победитель в этом году получил денежный приз, учрежденный компанией Архитайл. Еще одно бюро было отмечено специальным призом от школы МАРШ.
Инсталляция тюменского бюро отвечала и теме NEXT, и общезаданной Николаем Полисским «сути». По мнению архитекторов, ее сейчас не так легко обнаружить за множеством надуманных смыслов: суть заслоняют маркетинг, декорации, экономика. Как выразился Николай Гагин на защите проекта: сейчас строятся новые, а не современные здания. Поэтому бюро решило сделать объект под названием «Чистота». Парадоксальным образом он полностью покрыт тонкими палочками пачкучего угля – материала, который пережил событие, получил опыт и теперь может им поделиться. Рядом с башней – огромный и приглашающий белый лист бумаги.
Пензенское бюро многие знают и любят за яркие проекты благоустройства, основанные на идентичности, с которой здесь начали работать задолго до того, как это стало мейнстримом. Объект «Связь» отражает подход команды: корзина-кокон сделана из душистого лыка, внутри нее как над колыбелью парят макеты мифов из разных городов. Есть тут и лапоть – символ пеших прогулок, которые очень любят в бюро. Еще внутри «корзины» звучат голоса архитекторов – кусочки повседневных разговоров. Кокон символизирует инкубатор, в котором рождаются идеи, а лыко – вяжет. Корзину плели сами, иногда заходили помогать друзья – например, бюро Апрель. После выставки объект поселится в Пензенском краеведческом музее.
Петербургское бюро Klauzura построило «машину Голдберга», чтобы визуализировать множество стадий, через которые проходит проект на пути к реализации. Которой может и не случиться – тогда проект превращается в бумажный. Посетителям предлагается выбрать один из шариков, цвета которых соотносятся с триадой Витрувия, и запустить процесс: шарик двигается от одной «инстанции» к другой, а затем падает в ворох «банкнот» – среди них четыре номинала с непостоянными зданиями разных веков. К XXI веку относится «Тучков буян» – отдельное спасибо команде за это напоминание. Банкнота, кстати – еще и билет на конференцию «Не только архитектор», которую регулярно проводит бюро.
В нижегородском бюро считают, что архитектура должна быть простой и вкусной – отсюда и название. Бюро было основано в 2013 году и за время существования собрало в портфолио большое количество проектов. Инсталляция на NEXT – одновременно рассуждение о форме, эго архитектора, а также способе презентовать свои достижения. Датчики внутри павильона реагируют на присутствие человека и запускают что-то вроде видеомэппинга: на стены с макетами проецируются различные изображения и фактуры, которые помогают составить представление о работах и географии бюро.
Название якутского бюро – это одновременно лозунг, обозначение важного для региона явления и серьезная аббревиатура: строительство недвижимости в единстве с градостроительством и архитектурой. Миссия команды – научиться жить, а не выживать в экстремальных климатических условиях, перестать бояться холода, с помощью архитектуры запуская главный источник тепла – отношения людей. За туманом белых полотен с ручной вышивкой спрятан ледяной тотем – своей прозрачностью и чистотой он хорошо перекликался с соседней угольной башней бюро «Река». От столпа в две стороны протянута салама – ритуальная веревка из конского волоса, на которую подвязывают дары для духов.
Руководитель казанского бюро Руслан Гильманов верит, что мир Богом был спроектирован, а архитектор стремится повторить это деяние, следуя трем тезисам:
отделять свет от тьмы;
упорядочивать хаос;
заботиться об архитектуре, которая заботится о человеке.
Все это нашло отражение в прозрачном многослойном кубе, на пластах которого регулярная городская сетка пересекается с органическими структурами и паттернами. Концепция сложная, а посыл скорее чувствуешь, чем понимаешь – куб пронизывает свет, а струны пространства и времени являют точку настоящего, на которое ты способен воздействовать.
Уфимцы работали на выставке как никто другой – представитель бюро целый день проводил у стенда в меховых шкурах, активно вовлекая посетителей и ничем не выдавая усталости от жары и общения. На презентации всех взбодрил перфоманс – с последовательным переводом с языка древнего человека, оставившего рисунки в пещере и благодарного потомкам за музей с копиями. Инсталляция представляет собой пещеру Шульган-Таш, ее хозяин с кисточкой и пигментом в каменной чаше перелагал оставить свой след.
Большие Архитектурные Мастера когда-то учились все вместе, а потом жизнь развела по разным городам и весям. А потом вновь соединила. Концепция схожа с инсталляцией бюро «Вещь!»: стеллаж объединяет важные для команды объекты, личные и профессиональные. А также предлагает посетителям поиграть – пройти лабиринт или собрать пазл из деревянных домиков. Игра – один из способов докопаться до сути, который прекрасно уживается с написанием пояснительных записок, поиском пропорций, погружением в колористику и эргономику.
Петербургское издание презентовало на NEXT свой новый проект «Лаборатория»: он продлится год, объединяя лаборантов, менторов и рецензентов с тем, чтобы развивать архитектурное сообщество и налаживать контакт между поколениями. На страницах фанерного журнала-манифеста посетители Арх Москвы могли ознакомиться с тезисами первых исследований: лаборанты тестируют возможности искусственного интеллекта для создания декора, границы закона при строительстве собственного жилья, способы вернуть идентичность Петербургу, стертую из-за норм инсоляции – кому-то кажется, что солнечных дней стало многовато.
Единственное бюро из Москвы открыло «ателье света», где с помощью цветных фильтров и прожекторов можно настроить атмосферу под себя. «Декорации» рассказывают о важных ритуалах и деталях в повседневной жизни бюро: тяжелый ключ, которым открывается офис в высотке на Котельнической, аромат кофе из воронки, переливы хрустальной люстры, не забыть полить экспериментальный садик за окном. Из этих мелочей складывается жизнь, ради которой хочется вставать по утрам.