Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.05.2025

XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды

Алёна Кузнецова

В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.

В Венеции официально начала работу XIX Архитектурная биеннале, которая продлится до 23 ноября. Куратором выступил архитектор и инженер Карло Ратти, объявивший тему Intelligens. Natural. Artificial. Collective – она призывает исследовать аспекты естественного, искусственного и коллективного интеллекта, а также привлекает внимание к проблемам экологии.

Во время церемонии открытия 10 мая были вручены награды – знаменитые золотые львы. В состав жюри вошли историк искусства и директор лондонской галереи «Серпентайн» Ханс Ульрих Обрист, старший куратор архитектуры и дизайна MoMA Паола Антонелли, а также доцент школы Бартлетт и архитектор из ЮАР Мфо Маципа.

Паола Антонелли, Ханс Ульрих Обрист и Мфо Маципа
Паола Антонелли, Ханс Ульрих Обрист и Мфо Маципа
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

«Золотого льва» за лучший национальный павильон получило Королевство Бахрейн – страна, где летом температура держится на отметках выше 40 градусов. Экспозиция «Тепловая волна» (Heatwave) демонстрирует систему пассивного охлаждения, созданную на основе традиционных строительных практик: здесь давно знают, как поймать освежающий ночной ветер в башни бадгиры, извлечь прохладу из подземной влажности и направить ее во внутренние дворики. В 2010 году, кстати, страна дебютировала на биеннале и тоже получила главную награду – за столь же аскетичную экспозицию. 
XIX Архитектурная биеннале в Венеции, 2025
XIX Архитектурная биеннале в Венеции, 2025
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Pavilion of BAHRAIN (KINGDOM OF)
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Специального упоминания в этой категории удостоился павильон Святого Престола (Ватикан) за проект «Opera aperta» – опираясь на книгу Умберто Эко «Открытое произведение», авторы приглашают зрителей поучаствовать в реставрации и приспособлении многослойного комплекса Santa Maria Ausiliatrice, который был построен в XI веке как приют для паломников, а затем долгое время служил больницей. 
Pavilion of SANTA SEDE
Pavilion of SANTA SEDE
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of SANTA SEDE
Pavilion of SANTA SEDE
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Второе специальное упоминание – у Великобритании. Как отмечает журналист Guardian, здесь переплелось слишком много тем, что вносит некоторую сумятицу: 3D-модели пещер, реконструкция Газы, вдохновленные космическим мусором фрески, плитка из биопластика и грибов. Суть проекта кроется в названии, где сокращенное название страны GBR расшифровывается словами Geology of Britannic Repair. Слово repair, судя по всему, можно трактовать как «репарация»: экспозиция демонстрирует постколониальный диалог между Великобританией и Кенией о влиянии добычи полезных ископаемых на деградацию окружающей среды, неравенство в обществе, а также архитектуру. Здание павильона окутано бусинами из обоженной кенийской глины.

Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Pavilion of GREAT BRITAIN
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

«Золотого льва» за лучший проект в кураторской экспозиции Карло Ратти присудили консорциуму, в который вошли Diller Scofidio + Renfro, Natural Systems Utilities, SODAI, архитектор и критик Аарон Братски, а также шеф-повар Давиде Олдани. Проект Canal Café шел к своему нынешнему эффектному воплощению почти 20 лет – это глобальное размышление о том, как можно жить городу у воды. На глазах у публики в мини-лаборатории воду из лагуны Арсенала очищают до такой степени, что ее можно использовать для приготовления чашечки эспрессо.  
Canal Café
Canal Café
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Canal Café
Canal Café
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Canal Café
Canal Café
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

«Серебряного льва» за многообещающее участие получили писательница Кейт Кроуфорд и сербский архитектор Владан Йолер за проект «Вычисляя империи: генеалогия технологий и власти с 1500 года». Тандем представил 24-метровое полотно, на котором отразил результаты своих исследований о том, как власть использует в своих целях технические и научные достижения – от сигнальных огней и голубиной почты до искусственного интеллекта. Исследовать карту можно здесь. Победу Владан Йолер посвятил студентам и активистам, которые в настоящее время находятся в тюрьмах или вынужденной эмиграции. 
Calculating Empires. A Genealogy of technology and power since 1500
Calculating Empires. A Genealogy of technology and power since 1500
Фотография © Luca Capuano. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Специального упоминания в этой категории удостоилась нигерийский архитектор Тосин Ошиново за исследование стихийных рынков Лагоса, где мусор способен получить вторую жизнь. Еще одна отмеченная работа – «Часовня слонов», построенная таиландским бюро Boonserm Premthada из слоновьего навоза. 
Alternative Urbanism the Self-Organized Markets of Lagos
Alternative Urbanism the Self-Organized Markets of Lagos
Фотография © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Elephant Chapel
Elephant Chapel
Фотография © Marco Zorzanello. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

«Золотого льва» за вклад в архитектуру получила Донна Харауэй – профессор факультета феминистских исследований Калифорнийского университета в Санта-Крузе (UCSC). Одна из немногих книг, переведенных на русский язык – «Манифест киборгов». В издательстве Ad Marginem Донну Харауэй называют «одной из основоположниц киберфеминизма и «нового материализма», центральной фигурой в современной эпистемологии, феминистских (и не только) исследованиях науки и технологий и постгуманизме».
Донна Харауэй
Донна Харауэй
Фотография © Clara Mokri. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции

Посмертно аналогичную награду получил итальянский архитектор и дизайнер Итало Рота, скоропостижно скончавшийся в прошлом году. Среди его знаковых работ – интерьеры Музея Орсе в Париже и Музея Новеченте в Милане, проект реконструкции Музея современного искусства в Центре Помпиду, освещение собора Парижской Богоматери, проект итальянского павильона на ЭКСПО-2020. Последняя монография Итало Рота называется Solo diventare natura ci salverà – «Только став природой мы спасемся».
Итало Рота
Итало Рота
Фотография © Предоставлена дирекцией архитектурной биеннале в Венеции