Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.03.2025

Архигибкость деревянной архитектуры

Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.

Конкурс архиГИБКОСТЬ проводился в рамках практикума по деревянной архитектуре «Древолюция», который проходит с 2003 года. О последнем мы рассказывали ранее. Конкурс был организован по заказу портала Forumhouse и технологической компании Остов.pro. Целью был заявлен поиск архитектурных идей линейки быстровозводимых малогабаритных домов для индустрии туризма.

Инициатор конкурса – Алексей Кутейников, руководитель портала Forumhouse, посвященного строительству и загородной жизни. Идея конкурса пришла ему в процессе автопутешествий по стране – когда, проехав тысячи километров от Москвы до Владивостока и от Мурманска до Владикавказа, он регулярно сталкивался с отсутствием комфортной туристической инфраструктуры в самых живописных местах.

Технической основой конкурса стала технология Остов.PRO, позволяющая применять пространственные самонесущие конструкции из фанеры, пригодные в индустриальном производстве домов. Также с их помощью можно воспроизводить обычно не свойственные дереву криволинейные формы – отсюда название конкурса.

Тема глэмпингов сейчас довольно популярна. Она подразумевает создание современного комфорта в условиях дикой природы. В такой разновидности курортов впечатляющее природное окружение должно сочетаться с нетривиальными архитектурными решениями съемного жилья. Именно эту задачу решали конкурсанты: задание трактовало архитектуру искомого объекта как «магнетическую». Технические характеристики дома для аренды предусматривали площадь от 15 до 30 кв. метров, круглогодичное использование и полный набор функций: наличие в доме мини гостиной-столовой, спальни, оборудованных кухни и санузла.

Участвовать в конкурсе могли начинающие архитекторы и студенты профильных вузов, включая команды. Всего было подано 26 проектов от 59 участников.

Голосование проходило в несколько этапов. Первый – участники за участников в режиме on-line. На этой стадии выбыл всего один проект, по мнению конкурсантов не отвечающий требованиям конкурса. Остальные 25 прошли в следующий тур.

Отобранные проекты рассматривало  жюри из шести человек, в которое вошли архитекторы, архитектурные критики и представители индустрии туризма:

  • Николай Белоусов
  • Елена Гонсалес
  • Анатолий Голубовский
  • Владимир Кузьмин
  • Елена Лысенкова
  • Татьяна Шовская
По итогам работы жюри было отобрано пять лучших проектов и проект-победитель.

Победитель

Дом-шкатулка
Авторы: Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна.
Дом-шкатулка
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна

Среди привлекательных сторон этого проекта можно выделить соединение архетипических представлений о загородном доме с современными формами, четкое разделение функций и рациональность планировки.
Дом-шкатулка © Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка © Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка © Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка © Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка © Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна
Дом-шкатулка
© Валерия Афанасьева, МАрхИ, и Анна Пустеленина, Высшая Британская школа дизайна

Помимо этого, у дома есть два достоинства, которые и обеспечили ему победу. Первое – его интерактивность: обитатели сами определяют степень открытости нижнего этажа, причем, когда ставни подняты, дом приобретает новые черты, обладающие целым набором ассоциаций. Второе – его пригодность для производства, которая присуща и изначальной его идее, и в достаточной степени проработана уже на этом этапе.
Хтонь

Авторский коллектив: Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова.
Хтонь
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова

Серия домов «Хтонь» – это превратившиеся в архитектуру паук, кузнечик, многоножка, etc.
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь © Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова
Хтонь
© Елизавета Айрапетян, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Арсений Попов, Александра Полянская, Мария Павликова, Елизавета Сартакова и Екатерина Фроленкова

Дома-насекомые с конструкцией на опорах-лапах щадящим образом вторгаются в природный ландшафт, хорошо в него вписываются и создают игровую среду целого курорта. Кроме того, такая образность во многих случаях помогает интересно решить внутреннее пространство – оно членится на уровни, получает неочевидное расположение световых проемов. Нельзя не заметить, что проекты такого типа уже существуют и успешно используются – вспомним «Корову» и «Быка» члена жюри конкурса Владимира Кузьмина.
Modern yurt
Авторы проекта: Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева.
Modern yurt
Modern yurt
© Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева

Постройки с круглым планом – также популярнейший для кэмпингов и глэмпингов тип, они рефлексируют жилье кочевых народов и такие природные образования как гнезда и ульи.
Modern yurt © Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева
Modern yurt
© Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева
Modern yurt © Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева
Modern yurt
© Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева
Modern yurt © Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева
Modern yurt
© Полина Львовская и Екатерина Злотникова при кураторстве Максима Батаева

Круглое жилье маленькой площади очевидно тяготеет к палатке и в большинстве случаев не позволяет убедительно решить планировку, особенно когда речь идет не об отдельном спальном месте, а о наборе функциональных зон. Получается, что единственным бонусом такого решения становится жизнь под куполом (куполами), что красиво, но вряд ли может относиться к находкам.
Детские игрушки
Автор проекта: Егор Егорычев.
Детские игрушки
Детские игрушки
© Егор Егорычев

Автор проекта серии домов «Детские игрушки» Егор Егорычев также использует криволинейные формы, но в совершенно ином ключе, а именно с опорой на традиции модернизма, и выглядит это вполне убедительно.
Детские игрушки © Егор Егорычев
Детские игрушки
© Егор Егорычев
Детские игрушки © Егор Егорычев
Детские игрушки
© Егор Егорычев
Детские игрушки © Егор Егорычев
Детские игрушки
© Егор Егорычев

Самый удачный дом серии – «Рельсы». В его изящном решении есть лаконичность, необходимая при проектировании небольшого объекта, и есть находка, делающая его особенным. Кроме того, в его идею и форму заложено тиражирование, позволяющее формировать уютную среду.
Дом-ландшафт
Авторы проекта: Анвар Гарипов и Наташа Сорокина.
Дом-ландшафт
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина

Все члены профессионального жюри единодушно выразили восхищение достоинствами проекта под названием «Дом-ландшафт» Анвара Гарипова и Наташи Сорокиной – его легкость, свободу планировки, его слитность с пейзажем и уместность почти в любой ландшафтной среде.
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт © Анвар Гарипов и Наташа Сорокина
Дом-ландшафт
© Анвар Гарипов и Наташа Сорокина

Одновременно было отмечено, что проект не подходит для серийного производства, и это сразу вывело работу из претендентов на победу.
 Цикада
Автор проекта: Денис Гаврилин.
Цикада
Цикада
© Денис Гаврилин

Этот проект идеально отвечает теме суперкомпактного дома с полным набором функций.
Цикада © Денис Гаврилин
Цикада
© Денис Гаврилин
Цикада © Денис Гаврилин
Цикада
© Денис Гаврилин
Цикада © Денис Гаврилин
Цикада
© Денис Гаврилин
Цикада © Денис Гаврилин
Цикада
© Денис Гаврилин
Цикада © Денис Гаврилин
Цикада
© Денис Гаврилин

Он привлекателен своим объемно-планировочным решением, где каждая зона получает органичное формообразование, влияющее на объем в целом. Благодаря этому он обретает выразительность, причем полностью обоснованную функционально. Это по-настоящему архитектурной подход без литературных подпорок.

Мнение экспертного жюри и партнера конкурса в выборе проекта-победителя разошлись значительно, что и понятно – у Древолюции стоит задача поощрять смелость и творческий поиск начинающих архитекторов, а у производителей – создать коммерчески успешный продукт. Впрочем, задачи эти не являются противоположными – с интересом ждем, какой же из проектов будет реализован. В любом случае, одна из важнейших задач практикума – дать участникам пространство для обсуждения их работ с профессионалами. А это, как всегда, удалось.

Партнеры конкурса, чьи материалы/технологии будут использованы при реализации проекта: