«Театр Времени», градостроительная концепция пространственного развития Театральной площади г. Владимира
Адрес:
Россия,Владимир.Театральная площадь
Мастерская:
Проектное бюро «ДА»
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Зоя Рюрикова
Архитекторы: Ольга Грачева, Анаит Огаджанян, Екатерина Серова
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Театральная площадь – она же площадь Золотых ворот, через которую, объезжая ворота XII–XVIII века по кругу, минуя валы, в город как правило въезжают туристы. Самая заметная постройка, кроме ворот – старообрядческая церковь Троицы, башенно-пирамидальное сооружение периода модерна (1913–1916). Проезжающий впопыхах может не заметить, но за большим пустым пространством перед церковью и вокруг нее – драматический театр города Владимира (1971, архитекторы Г. Горлышков, И. Былинкин, В. Давиденко и Н. Шабалина), одно из знаковых произведений «владимирского модернизма», сочетающих простоту формы с использованием мячковского белого камня в облицовке и белокаменной же скульптурой.
«Театр Времени», градостроительная концепция пространственного развития Театральной площади г. Владимира. Схема использования зимой
Но главный элемент – павильон в западном углу площади. Он совмещает навесы, скамейки и культурно-просветительскую программу с автобусной остановкой и с кафе – последнее расположено ближе к церкви и огражденно «пузырем» изогнутых стен из моллированного стекла. Второй акцент – «гриб» белого нелинейного навеса с круговой скамейкой вокруг дерева-березы в центре. Появление павильона, здания достаточно крупного, на углу площади, авторы объясняют тем, что исторически красная линия квартала здесь была застроена. Так и есть: мещанские дома стояли встык со старообрядческой церковью.
«Театр Времени», градостроительная концепция пространственного развития Театральной площади г. Владимира
На общих видах наибольшее сомнение вызывают арки, в составе которых авторы предлагают разместить фрагменты владимирских рельефов, скамейки и QR-коды с информацией о памятниках. Возражений можно привести достаточно: будут ли читаться QR-коды, если выполнить их из той же материи, что и стену? не утомили ли нас цитаты известных рельефов? нужны ли арки под навесом и достаточно ли они широки?
Но если посмотреть на визуализации арок по отдельности, ответ на как минимум последний вопрос очевиден: их можно сделать довольно-таки интересными, если хорошо поработать с формой, исключив «тактику затупленного карандаша», уходящую корням в 1980-е и крайне популярную среди наших современников. Если присмотреться, арки у бюро ДА немного параболические – как в модерне, что дает перекличку с церковью Троицы, а может быть немножко и как в готике, что напоминает о стоящей неподалеку католической церкви Святого Розария; исключительно уютное, к слову сказать, здание со стрельчатыми окнами.
«Театр Времени», градостроительная концепция пространственного развития Театральной площади г. Владимира
А может быть и нет. Но хотелось бы как-то поинтереснее вылепить из форму. Все же они – парафраз «Золотых ворот», стоящих рядом, с их романтической подлинной фактурой белого камня XII века под древней въездной аркой.
Так или иначе, а проекту хочется пожелать реализации – хотя бы для того, чтобы посмотреть на новую версию «национального романтизма» в древнем центре родного Северо-Востока; или же на то, как, по словам Зои Рюриковой, в рамках «театрального неомодернизма» можно «позиционировать свою историческую ценность и при этом позволять себе мечтать».
«Театр Времени», градостроительная концепция пространственного развития Театральной площади г. Владимира