Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

Наталья Коряковская
Объект:
Аэропорт Байкал. Терминал ВВЛ
Адрес:
Россия, Улан-Удэ.
Аэропорт в Геленджике
Адрес:
Россия, Геленджик. Солнцедарская ул., 10
Новый пассажирский терминал аэропорта Нового Уренгоя имени И.М. Губкина
Адрес:
Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Новый Уренгой. Микрорайон Авиатор, 8
Терминал аэропорта Толмачево
Адрес:
Россия, Новосибирская область, Обь. Аэропорт Толмачево
Мастерская:
СИБАЛЮКС
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов
Архитектурные решения: бюро СПИЧ
Сергей Чобан, Игорь Членов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.

Проекты современных терминалов почти всегда соединяют транспортную функцию с символической, играя роль своеобразных «ворот» региона. Именно поэтому архитекторы стараются отразить в них культурную идентичность и дух места, а также использовать инновационные технические решения. Географические, исторические и культурные особенности региона – все находит отражение в архитектуре терминалов: здания и их элементы зачастую перекликаются с местными архитектурными традициями, используют характерные для данной местности материалы и цветовые решения, стремясь передать ее уникальность и самобытность.

Воплощение амбициозных архитектурных замыслов требует инновационных материалов и технологий. Одним из таких широко применяемых решений являются алюминиевые и стальные композитные панели SIBALUX, легкие, прочные, долговечные и устойчивые к различным внешним воздействиям, таким как ветер, дождь, перепады температур и ультрафиолетовое излучение. Кроме того, эти панели обладают отличными противопожарными характеристиками и огнестойкостью, что крайне важно для обеспечения безопасности в аэропортах.

В числе главных преимуществ использования композитных панелей в зданиях аэропортов – их универсальность. Они могут применяться для облицовки фасадов, создания внутренних перегородок, отделки стен и потолков, а также для изготовления различных декоративных элементов. Благодаря широкой цветовой гамме и возможности нанесения рисунков и текстур, композитные панели позволяют создавать выразительные и запоминающиеся архитектурные формы. 

При этом материалы SIBALUX отлично выдерживают различные климатические условия, от полярных широт, где архитекторы сталкиваются с дополнительными техническими и планировочными ограничениями, низкими температурами, сильными ветрами и обильными снегопадами, до южных регионов с палящим солнцем и морским климатом. Применение панелей SIBALUX не только дает архитекторам свободу делать сложные по геометрии, легкие и изящные формы, но и позволяет обеспечивать энергоэффективность зданий – минимизировать теплопотери и сохранять комфортный микроклимат внутри терминалов. Простота и скорость монтажа помогает оптимизировать проблемы при строительстве.

Современный чум
Аэропорт «Новый Уренгой» Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт «Новый Уренгой»
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт «Новый Уренгой» Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт «Новый Уренгой»
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт «Новый Уренгой» Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт «Новый Уренгой»
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс

Отличным примером реализации сложного проекта в условиях Севера может послужить терминал аэропорта «Новый Уренгой» на Ямале – самая большая воздушная гавань в регионе, рассчитанная на обслуживание до 840 пассажиров в час (арх. Twelve Architects & Masterplanners + Бюро Битус). 

В основе архитектурного решения здания – образ традиционного жилища коренных народов Севера – чума. Он связан не только с понятием дома, «стойбища», но и, благодаря своей мобильной конструкции – с идеей перемещения в пространстве, что как нельзя лучше подходит для здания аэропорта. 

Фасад терминала впечатляет своей необычной композицией: он составлен из ряда объемов, напоминающих чумы с острой скатной кровлей, чередующихся со структурным остеклением. Через стеклянные поверхности естественный свет проникает внутрь здания, создавая ощущение открытости и простора.

При проектировании здания были учтены и климатические особенности региона. Внешние фасады отделаны композитными алюминиевыми панелями, а внутренние стены – прочными и крупноформатными керамическими плитами. Кроме того, были применены энергоэффективные технологии и специальные решения по тепло- и энергоснабжению, адаптированные к условиям Арктики.

Так, для облицовки фасада здесь использованы композитные панели SIBALUX РФ ПЛЮС в различных оттенках (SL-028, RAL 1001, RAL 1002, RAL 1014, RAL 1015). Благодаря шабрированной поверхности панелей создается эффект золотого свечения, что привносит в облик здания атмосферу уюта и тепла, столь необходимых в суровых условиях Ямала.

Новый терминал аэропорта «Новый Уренгой» – яркий пример контекстуальной архитектуры, своеобразный символ связи традиционной культуры и современных технологий.
Буддийская пагода
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ Фото с официального портала республики Бурятия
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ
Фото с официального портала республики Бурятия
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ Фото с официального портала республики Бурятия.
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ
Фото с официального портала республики Бурятия.
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ Фото с официального портала республики Бурятия.
Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ
Фото с официального портала республики Бурятия.

Другим примером реализации легких и изящных форм, характерных для современной архитектуры аэропортов, в условиях сурового климата является недавно открывшийся новый терминал международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ (арх. ГК Спектрум).

Аэровокзальный комплекс площадью более 6,6 тысяч квадратных метров способен обслуживать до 400 пассажиров в час, а ожидаемый годовой пассажиропоток составит до миллиона человек. С северной стороны на уровне второго этажа расположены посадочные галереи с телетрапами для комфортного перемещения в непростых погодных условиях. Терминал оснащен современной системой кондиционирования и вентиляции, способной работать при температурах от -50°C до +40°C, а также оборудован всем необходимым для маломобильных групп населения.

Архитектурный облик двухэтажного терминала высотой 17 метров вдохновлен буддийскими традициями и напоминает восточную пагоду. Основной объем выполнен в структурном остеклении, а характерные дугообразные элементы кровли и навесов над входами сформированы из плоских кассет, повторяющих изгибы по верхней и нижней граням. Интерьер украшают мозаики – исторические, перенесенные из старого терминала, и новые.

Особую выразительность зданию придает парящая криволинейная кровля, выполненная из стальных композитных панелей SIBALUX золотистого оттенка (SL-091). Стены терминала облицованы панелями SIBALUX СТАЛЬ темно-зеленого цвета (RAL 6028), что создает гармоничное сочетание с общей концепцией здания и окружающим ландшафтом.

Применение композитных материалов SIBALUX в оформлении фасада не только подчеркивает архитектурную выразительность здания, но и обеспечивает его долговечность и устойчивость к климатическим воздействиям.
Парящая птица
Аэропорт города Геленджик Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт города Геленджик
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт города Геленджик Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт города Геленджик
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт города Геленджик Изображение предоставлено компанией Сибалюкс
Аэропорт города Геленджик
Изображение предоставлено компанией Сибалюкс

Особое внимание в архитектуре аэропортов часто уделяется необычной форме кровли. Это связано с тем, что именно крыша является наиболее заметным элементом здания при взгляде с высоты птичьего полета. Оригинальная форма позволяет создать запоминающийся образ и подчеркнуть уникальность архитектурного решения.

Именно эта идея лежит в основе архитектурного замысла недавно построенного аэропорта города Геленджик, где главным элементом дизайна выступает кровля, символизирующая парящую птицу. Проект, разработанный Studio Fuksas, потребовал инновационных решений во многих аспектах строительства и проектирования.

Основная конструкция кровли, весящая около 1000 тонн, опирается на девять внутренних сталебетонных и четыре внешних пространственных колонны. Примечательно, что проект реализован без традиционных ядер жесткости, что само по себе является сложным инженерным решением. Особую роль играет система сейсмоизоляции, позволяющая кровле совершать независимые движения относительно основных несущих конструкций, что критически важно для сейсмоустойчивости здания при нагрузках до 8 баллов.

При монтаже конструкции инженеры столкнулись с серьезными техническими вызовами. Требовалась исключительная точность сборки с практически нулевыми допусками отклонений. Для достижения необходимой точности была организована предварительная сборка на приобъектной площадке, после чего конструкция монтировалась укрупненными блоками. Особую сложность представляла необходимость дополнительной фиксации элементов из-за системы сейсмоизоляции – каждый элемент должен был оставаться в проектном положении до завершения монтажа последнего блока кровли.

Облицовка кровли потребовала использования специально разработанных композитных панелей SIBALUX в цвете Alpine White MATT. Сложная геометрия кассет треугольной формы и необходимость обеспечения плавности линий без видимых изломов потребовали индивидуальной маркировки каждого элемента и высочайшей точности при монтаже. Особого внимания заслуживает решение по остеклению – применение моллированного стекла для криволинейных участков, при этом было изготовлено 5,5 тысяч квадратных метров специальных стеклопакетов. Использование композитных панелей SIBALUX обеспечило не только эстетическую привлекательность здания, но и его устойчивость к воздействию морского климата и интенсивного солнечного излучения, характерных для региона Геленджика.

Проект также отличается продуманными решениями в области энергоэффективности. Интеграция естественного освещения через стеклянные стены и световые проемы в кровле позволила оптимизировать энергопотребление здания. При этом все технические решения учитывают климатические особенности региона и необходимость поддержания комфортного микроклимата внутри помещений.

Реализация столь сложного проекта потребовала беспрецедентного уровня координации между всеми участниками строительства. Каждый этап работ тщательно планировался и контролировался, что позволило успешно воплотить смелый архитектурный замысел при сохранении всех функциональных требований к современному аэропорту и обеспечении необходимого уровня безопасности.
Стальные турбины
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске Фотография предоставлена компанией Сибалюкс
Аэропорт Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске
Фотография предоставлена компанией Сибалюкс

Список самых интересных зданий аэропортов последних лет был бы не полным без нового терминала аэропорта Толмачево имени А.И. Покрышкина в Новосибирске (арх. Архитектурное бюро СПИЧ, ГК Спектрум). Особое внимание в проекте уделено фасадным решениям, которые представляют собой единую непрерывную стеклянную «ленту» с витражным остеклением формата джамбо размером 6 на 3 метра, смонтированную на стальной вантовой конструкции. Такое решение обеспечивает максимальное проникновение естественного света во внутреннее пространство терминала.

Особым элементом дизайна стал козырек в виде обратной призмы с консольным выносом 11 метров, отделанный полированной нержавеющей сталью со специальным матирующим покрытием, создающим эффект легкого муара.

На фасадах терминала использованы стальные композитные панели SIBALUX толщиной 4 мм с внешним листом из коррозионностойкой стали в специально разработанном цвете SL-377 matt. Технически сложным аспектом реализации стал монтаж крупноформатных кассет, вес которых составляет 12,2 кг/м² без учета элементов подсистемы и внутренних отбортовок. Дополнительную сложность создавало наличие горизонтально наклонных плоскостей на фасаде, что потребовало особого подхода к монтажным работам.

Внутреннее пространство терминала организовано вокруг четырех 30-метровых декоративных колонн со структурными ребрами и встроенным светодиодным освещением. Верхняя часть колонн оформлена в виде структурной капители, напоминающей турбину – символическое решение, подчеркивающее авиационную специфику объекта. Над каждой опорой установлены светопрозрачные купола, усиливающие эффект естественного освещения.

Особенностью проекта стало решение отказаться от внешней подсветки здания в темное время суток, что позволяет полностью раскрыть внутреннее освещенное пространство терминала. Светильники на ребрах декоративных колонн усиливают эффект прозрачности и подчеркивают конструктивные элементы «турбин». Такой подход к освещению создает уникальный визуальный эффект взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространства.

Реализация проекта потребовала тесного взаимодействия между проектировщиками, дизайнерами и конструкторскими бюро, что позволило создать современный аэровокзальный комплекс, отвечающий всем требованиям растущего пассажиропотока четвертого по величине аэропорта России. 

***

Проектировании аэропортов – сложная и многогранная задача, требующая от архитекторов не только создания функционального и технологичного сооружения, отвечающего всем современным требованиям, но и поиска выразительной образности, которая будут отражать культурную идентичность и дух места. Использование таких инновационных материалов, как алюминиевые и стальные композитные панели SIBALUX, открывает широкие возможности для реализации, так что даже строительство в северных широтах необязательно влечет за собой необходимость упрощения архитектурных форм и отказ от сложных конструктивных решений. Благодаря своим техническим характеристикам и разнообразию цветовых решений, материалы SIBALUX позволяют воплощать смелые творческие идеи, сохраняя при этом высокое качество и долговечность конструкций. Грамотное сочетание творческого подхода и инженерной мысли помогает преодолевать технические и планировочные ограничения и создавать уникальные объекты, становящиеся символами своих регионов.